Пленило ль Вас светобезсилие?

Что такое светосила? Светосила – это величина, характеризующая яркость оптического изображения, которую выдаёт объектив. Грамотное, вроде бы, определение. Для тех, кто особо сильно разбирается в теории фотографии. А Вы, человек нормальный, мгновенно поняли, что такое светосила объектива?

Поэтому и расскажу Вам, об этом термине фотографическом, на простом языке.
Чтобы продвинулись Вы ещё на один шаг в понимании того, как научиться фотографировать.

Надпись - В чём сила, брат?

Светосила – это способность объектива помочь Вам создать фотографию.
Светосила – это величина яркости (интенсивность) изображения, которую выдаёт объектив сквозь свои линзы.

Вы включаете фотоаппарат.
Смотрите в окошко видоискателя или на ж/к монитор.
Выбираете нужный Вам фрагмент изображения и…
Затвор фотоаппарата, после нажатия на кнопку спуска, открывается, позволяя изображению, сквозь объектив, попасть на матрицу.

Причём здесь светосила?

А при том, что качество Вашей будущей фотографии, во многом, зависит от качества оптики Вашего фотоаппарата.
И, что важно, чем больше светосила Вашего объектива, тем лучше. Для вас. И фотографии тоже.

Приступим?
Сегодня, надеюсь, Ваше воображение снова работает.

Светосила.

Вот и представьте, что перед Вами 2 объектива. Один из них светосильный. Другой – не очень.

ZOOM и портретный объектив фирмы Canon

Присоедините к своему зеркальному фотоаппарату светосильный портретник. Зовут его – Canon EF 85 mm f/1.2L II USM.
Портретник, который Вы купили тысяч за 70 рублей.

Надпись - 70000 рублей за объектив?

Подумаешь, 70 тысяч… Некоторые, штатник покупают за двести. Мечтаем дальше.
Этот портретник, при максимально открытой апертуре, во время создания фотографии, пропустит, сквозь себя и подарит матрице довольно много света.

Портретный объектив фирмы Canon

Светосильный он, потому что. На оправе его (корпусе) так и написано – светосила f/1.2.
А теперь, поменяете светосильный Canon 85 mm f/1.2 на другой –

Надпись - светобезсильный.

То есть, менее светосильный. По имени Canon EF-S 18-55 mm f/3.5-5.6 IS II.
Тот самый! Весьма недорогой и горячо любимый всеми, кто занимается продажей фототехники.

ZOOM объектив фирмы Canon

Который Вы, сдавшись под натиском рекламы и продавцов, купили тысячи за четыре. Рублей.

Надпись - 4000 рублей за объектив.

Тот самый объектив, который называют Kit.
Универсальный ЗУМ «начального» уровня, которым оснащают недорогие зеркальные фотоаппараты фирмы Кэнон.

Фотоаппарат фирмы Canon

Что там, у КИТа, на корпусе написано?
А написано, что в режиме портретной фотосъёмки (в длиннофокусном режиме или на «длинном» конце ЗУМа) он обладает светосилой f/5.6.
Насколько меньше светосила этого ZOOM объектива, по сравнению со светосилой дорогого портретного, с постоянным фокусным расстоянием?

Надпись - во сколько раз меньше?

Насколько меньше этот ЗУМ пропускает сквозь себя света, по сравнению с дискретным?
Давайте посчитаем «ступени» диафрагмы. Открывая, или закрывая апертуру объектива.

Светосила и диафрагма.

Каждая соседняя величина диафрагмы уменьшает или увеличивает количество света, которое пройдёт сквозь линзы, в 2 раза.

Дорогой портретник может «работать» на этих диафрагмах:
1.2 – 1.8 – 2,5 – 3.5 – 4,5 – 6,7 – 9,5 – 13 – 16.
Максимальное количество света доставляется к матрице при значении диафрагмы – f/1.2.
Минимальное – при значении f/16.

Когда Вы закрываете апертуру на 1 ступень, от величины f/1.2 до f/1.8, количество света, проходящего сквозь линзы, уменьшается в 2 раза.
Закроете ещё на 1 ступень, от f/1.8 до f/2.5, количество света уменьшится ещё в два раза. И так далее.
Недорогой универсальный ZOOM (в портретном режиме) «работает» так:
5.6 – 8 – 11 и так далее.

Он не может «работать» на диафрагмах 1.2 – 1.8 – 2,5 – 3.5 – 4,5.

Вы не можете открыть апертуру (отверстие, сквозь которое проходит свет) до величин 1.2 – 1.8 – 2,5 – 3.5 – 4,5, чтобы увеличить количество света.
Нет такой возможности.

И что?
А то, что постоянная светосила (специального) портретного объектива на 5 ступеней больше светосилы универсального.

Надпись - В 5 раз больше!

И это значит, что сквозь EF 85 mm f/1.2, при максимально открытой диафрагме, пройдёт в 10 раз больше

Надпись - Чего? Света, конечно же.

Чем через объектив Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 (в режиме длиннофокусника), с максимально открытой диафрагмой.
Вот одна из причин, почему оптика, обладающая большой светосилой, стоит дорого.
Ведь эти объективы, обладая высокой пропускной способностью (светосилой) позволят Вам фотографировать в условиях низкой освещённости.

И зачем Вам это знать?
Могу только предположить.
Ситуацию, когда Ваш фотоаппарат, оснащённый объективом с малой светосилой, не сможет сфокусироваться на объекте.
И, как назло, в тот момент, когда вам меньше всего хотелось бы этого.

А ещё?

Вы не сможете создавать прекрасные портреты, имея оптику с малой светосилой.
Постоянные «пролёты» с трепетом ожидают Вас в репортажной, и в свадебной фотосъёмке.
Вам будет трудно фотографировать объекты природы.
Даже простая предметная фотосъёмка станет непростой и не комфортной.
Теперь понятно, как связаны друг с другом светосила и диафрагма?

А что показывает практика?

Светосила фотоаппарата.

Почти все начинающие фотографы предпочитают покупать оптику не дорогую и универсальную.

Надпись - Ну... Чтобы всем!

Помните, экранизацию повести Михаил Булгакова?
В смысле, чтобы всё в одном.

В одном корпусе и портретный объектив, и штатный, и широкоугольный, и длиннофокусный. А можно ещё макро?
Можно, конечно! И всего за 4 тысячи. Главное – купите сейчас и у нас.
Юные (душой) фотолюбители покупают, вначале, самые дешёвые грабли. ЗУМы, что попроще.

И давай на них наступать!
Чтобы по-настоящему испытать и закалить крепость верхней своей части.
Почти на каждой серьёзной фотосъёмке.
А когда лоб привыкает, и острота ощущений теряется, покупают «грабли» покруче.

И, опять же, ЗУМы. Средней ценовой категории. Чтобы поднялась светосила фотоаппарата.

И «прут» в профессиональную фотографию. «Бабло» срубить, которого не меряно.
А здесь их уже ждут. Далеко не всегда лёгкие деньги.
Но, зато, быстрые, многочисленные и хронические проблемы.
И не только в материальной жизни. Но, об этом не сегодня.

Проходят годы.

У кого-то крепчает лобная кость.
А у тех, кто стремится достичь вершин в фотографии, наступает просветленье и осознанье.
Не знаю, зачем Вам?
Знаю, зачем мне дорогой портретник, обладающий изящным рисунком.

Кстати, вопрос!
Светосила в фотоаппаратенаходится?

Светосила в фотоаппарате.

А, может, в голове?

Так уж, случилось.
Светобезсильная оптика заполонила умы и кофры соотечественников наших.
Позывы к стремительной коммерциализации, усиленные потугами страстной монетизации уже дали свои результаты.
Желающих «рубить капусту», в фотографии, с приложением минимальных вложений и усилий, развелось критическое множество.

И не заметите, как грянет час.

Время, когда начнут побеждать те, кто технически оснащён и в голове своей светел.
Грамотные, обученные, творящие на уровне ощущения, подпитывающие себя позитивными эмоциями успеха.
Способные выдавать фотографии наивысшего уровня, недоступного для тех, кто, не чувствуя настоящего, сидит в прошлом, облизываясь на будущее.

Думайте. И чувствуйте. В чьём фотоаппарате светосила находится.

Светосила объектива.

Смотрите. Оба снимка сняты одним объективом. Светосильным.

Свадебная фотография. Светосильный объектив

Тем самым – Canon EF 85 mm f/1.2L II USM.
Левый снимок снят на диафрагме f/5.6 со вспышкой, а правый на диафрагме f/1.2 и без вспышки. Надеюсь и верю, Вы видите разницу.
И понимаете, что можно «сфоткать» граблями, а что создать хорошим объективом.

Портрет молодой женщины, созданный светосильным объективом

В общем, как сказал, когда-то, кто-то…

Надпись - Чем фотографируешь, так тебе и надо!

В чём сила, спрашиваете? Светосила в объективе!

Чем более светосильный объектив у Вас на «вооружении», тем быстрее Вы научитесь создавать изящные фотографии, а не делать просто фото.
Потому, что, когда есть светосильная оптика, у Вас много возможностей.
В реализации одной и той же фотографической задачи разными способами.
А когда у Вас недорогой и «тёмный» объектив, возможности весьма ограничены.

Вот и делайте выбор.
Быть ли в плену светобезсилия или творить в своё удовольствие, наслаждаясь преимуществом, которое даёт светосила объектива.

Кстати.
Есть соображения на этот счёт. Здесь они. В статье “Как выбрать портретный объектив”.

Где бы Вы ни жили, что бы ни фотографировали, осознанный ответ на вопрос: «Что такое светосила?», реализованный в фототехнике Вашей, материализует Вам результат. И, не важно, каким он будет. Важно место, которое Вы будете занимать в этом мире. По итогам. Сейчас.

Автор: Виталий Гребенников, сайт “Русская фотография”
Июнь 2012

Ну, что? Увидели разницу между светосилой и светобезсилием?

Не наступайте на грабли и посоветуйте не делать этого Вашим друзьям.
Надеюсь увидеть Ваши отзывы и комментарии. Спасибо!

45 способов заработать на фото

Как заработать денег на фото?

Способ № 28 – “Школьные фотографии”

А остальные способы -
в книге “45 удовольствий от фотографии”.

Будьте добры! Расскажите Вашим друзьям об этой истории! Нажмите на кнопки соц.сетей!

Комментариев 34
  1. Очень интересная статья! Обязательно приобрету себе такой светосильный объектив, когда вырасту.Пока же у меня фотоаппарат canon powershot sx40 на ближайшие годы.Мне нравится этот суперзуминг

    • Спасибо, Лев.

      Можно начинать и на простом фотоаппарате.
      А когда придёт желание создавать что-то удивительное и уникальное, нужно покупать хороший фотоаппарат и светосильную оптику.

  2. Желание-то есть уже сейчас!

  3. Отличная статья, Виталий, начинал читать, думал, что мне это всё известно, но всё равно много полезного для себя обнаружил. К слову Nikkor 50 1.4 стоит всего 15000, а покрывает-ли разница в одну ступень 55000р. вернее сильно-ли принципиальна эта одна ступень? В случае со свадебной фоткой с 1,2, на 1,4 можно было-бы рассчитываь?

    • Спасибо, Kukrinoff.
      Не зря, значит, историю я эту рассказал.

      Дело не в разнице в одну ступени светосилы.
      В том, что разница между “штатником” и “портретником” – КОЛОССАЛЬНАЯ.
      Я тоже, когда-то, экспериментировал.
      И всеми силами старался создать классные портреты, используя штатный объектив. А не получилось.
      И не получится никогда, если говорить о художественной составляющей портрета.

      Как это понять? Как это осознать?

      Только одним путём. Попробуйте.
      В одних и тех же условиях создайте портреты (специально для этого созданным) ПОРТРЕТНЫМ объективом и другими, созданными для других видов фотосъёмки. И увидите результат!

      Чувствуется ли разница в светосиле 1.2 и 1.4 во время фотосъёмки в темноте?
      Мне тоже это было удивительно! Всего одна ступень…
      Да! Всего одна ступень.
      И фотографии нет…
      Потому, что автофокус фотоаппарата не работает!
      А вручную резкость не навести!!!

      Или… Фотография, всё же есть???
      А вдруг она уникальная? И самая лучшая.
      Может, за дни работы. А может, за годы…

      • Диафрагма 1.2 и 1.4 конечно впечатляет открывающимися возможностями в темноте, но кто будет этим пользоваться? Глубина резкости ведь минимальная, на портрете оба глаза резкими сделает только волшебник. Так вот зачем платить больше, если на практике диафрагма от 1.8 в исключительных случаях и от 2.8 в остальных? Указанная на объективе светосила – это же только на открытой диафрагме? Да, возможно у дорогих стекол лучшее просветление и красивее боке. Но смертным все это зачем?

        • Спасибо, Arkady!

          Как тонко Вы чувствуете эти нюансы!
          Великую школу практики Вы прошли.
          Мастерство в каждой фразе. Здорово!

          А знаете, возможно, кто-нибудь из читателей, когда-нибудь…
          И войдёт в число тех самых… Безсмертных фотографов.

          И благодаря Вашим словам тоже.

          Фотография дело тёмное…

  4. Виталий. Благодарю вас за статью.
    Позвольте спросить у вас совета.

    На данный момент имею в своём фото-запасе следующее оборудование:
    Тушка: Canon 550D

    Объективы:
    1) Тот самый кит 18-55
    2) Зум CANON EF-S 55-250 mm f/4-5.6 IS
    3) Парк советской оптики: Таир 11, Юпитер 37А
    4) Мой любимый и самый частоиспользуемый Гелиос 77М-4

    Так уж вышло, что в сумку помещается только 2 объектива, хранить весь парк жалко, а носить с собой нет возможности — есть тонна других необходимых вещей, которые приходится тягать в тех местах, где есть что снимать.

    Фотографировать я люблю и такое: http://lifecity.com.ua/photo/view/album/32
    И такое: http://lifecity.com.ua/photo/view/3572
    И такое: http://lifecity.com.ua/photo/view/2225

    Соответственно нужен универсальный объектив на большинство случаев жизни.
    Коммерческим фото заниматься не планирую.
    Соответственно, хочу продать большинство своих объективов и купить один относительно хороший.

    Внимание, вопрос: какой объектив взять???

    Сейчас выбор между двумя:
    Tamron f2.8 28-75mm (оставив при этом “полтинник” от Гелиос) или Canon 50 f1.4 (оставив при этом 55-250 mm f/4-5.6)

    Что бы вы посоветовали, или может быть предложили бы альтернативу?

    • Спасибо, Владимир.

      Canon 50 f1.4 действительно крут.
      Учитывая “кроп-фактор” Вы получаете прекрасный портретник.
      Он будет хорош и для других видов фотосъёмки.

      Вряд ли можно сделать снимки хорошего качества CANON EF-S 55-250 mm f/4-5.6 IS.
      Он слишком “тёмный” и выдаёт обычные “фотки”.
      С этим объективом ни вырасти, ни добиться высоких результатов.

      Tamron f2.8 28-75 mm я бы не стал покупать.
      Качество “картинки” низкое. Износоустойчивость высокая.
      Пустая трата денег.

      А та “советская” оптика, что у Вас имеется хороша, конечно же.
      Но, нет автофокуса. А, значит, нет оперативности.

      Что бы я сделал?
      Купил бы Canon 50 f1.4, а остальное продал.
      К “полтиннику” докупил бы дискретный широкоугольник и портретник.
      Это – вложение денег.
      И линейка оптики, которая позволит решить большинство задач.
      Оперативно и с высоким качеством.

  5. В принципе не плохо, доходчиво, с чувством (о наболевшем). Примеров (в картинках) можно было бы и побольше.

  6. Здравствуйте, Виталий! Очень понятно и грамотно донесли понятие – светосила, признаюсь с интересом прочел Вашу статью… Спасибо !

  7. Спасибо за светосилу,просветившую мою набитую новыми граблями голову.Не плохо было бы с Вами раньше встретиться на просторах иттернета.

  8. спасибо за хорошую статью,сечас хоть знаю что такое светосила…

  9. Более глупых и безапелляционных утверждений представить себе не мог…уважаемые канонисты! разве все такие,или только современные?Даже не берусь оспаривать Ваши перлы,поскольку,простите,нет сил уже…опять сейчас полезут заслуженные фотографы заслуженной рассеи с каноновскими артефактами за плечами…

    • Благодарю, Димка.

      Наверное, вот что произошло.
      Вам просто не понравилась моя точка зрения. И это – нормально.

      Я вне касты “канонистов”.
      И отсутствую в списке горячих поклонников “Никона”, “Пентакса” или других фирм-производителей фототехники.

      Я просто люблю фотографию. И сейчас фотографирую в системе Canon.
      Вот и всё!

  10. Ну а что делать с китовым 18-55 мм объективом?

    • А что делать, Lucy?

      Фотографируйте, конечно!
      Тренируйтесь, нарабатывайте опыт, создавайте новые шедевры.

      Может быть, где-то резкости будет маловато.
      Или цвет не тот…

      Научитесь чувствовать этот объектив!

      Ведь даже мыльницей…
      Даже самым простым объективом можно творить…

  11. Тренируйтесь, нарабатывайте опыт, создавайте новые шедевры.

    Источник: http://zimfor.ru/chto-takoe-svetosila.html

    Мне это понравилось.

  12. А о зуме ни слова. Типа он не нужен. Как совместить зум со светосилой – вот в чём вопрос.
    А рекламировать светосилу – это как рекламировать воздух. Зато с каким апломбом…

    • Здравствуйте, Сергей.
      Статья эта – специфическая и говорит она о светосиле.
      А наиболее светосильными как раз и являются дискретные объективы.
      ЗУМы, конечно же, хороши во многих случаях.
      Придёт время, поговорим и о них.

    • Совместить зум со светосилой ни вопрос. Есть Sigma 18-35mm F1.8. Начало положено, дальше будет больше.
      О зуме особо и говорить то нечего. Для репортажа, например, когда времени и места для работы ногами попросту нет, он нужен.
      Любой объектив – это инструмент. Что-то можно делать универсальным, для чего-то нужен специализированный.

      Чуть меньше года как я тут в комментариях отметился. Виталий меня дипломатично выслушал, по улыбался :)
      Не мало за это время воды утекло. За это время разобрался с тем, что такое “светосила”. Теперь для меня этот термин перестал быть исключительно техническим параметром, характеризующий яркость изображения в плоскости фотоприемника. Все гораздо сложнее.
      Стоит и на формулу осмотреть, узнать о том, что при фокусных расстояниях менее 100f светосила зависит от расстояния до снимаемого объекта.

      Пробуйте разные объективы, смотрите что получается. Со временем разницу поймете и определитесь что нужно Вам.

      • Спасибо, Аркадий.

        Ну, чем дополнить такую точку зрения?
        Круто сказано!

        Разве, что…
        Большая светосила ЗУМа даёт фотохудожнику возможность высказаться по-настоящему.
        А если это дискретник – по-настоящему изящно.

  13. У меня Nikon D5100 с 18-55VR Kit и я давно понял,
    что мне не хватает света на фото,
    однако очень удобно иметь при себе универсальный объектив…
    Подскажите, есть ли что-то столь универсальное,
    но при этом и светосильное???

    • День добрый, Антон.
      Здорово, что Вы стараетесь вырваться из плена светобезсилия.

      Универсальное, как Вы, наверняка знаете на собственном опыте,
      не всегда оказывается эффективным и качественным…

      Как быть? Однозначного и быстрого ответа нет.
      Потому, что нужны подробности о Ваших желаниях и планах.
      Скачайте мою бесплатную книгу “Как выбрать объектив для зеркалки”.
      Полный ответ Вы получите в ней.

  14. Большое спасибо за статью!

  15. Имею никон д5200 и 18-105 3.5-5.6.
    Хочу заменить на сигму 17-55 на 2.8
    Будет ли сигма мне достойной заменой?

    • Здравствуйте, Феликс.

      Объектив Nikon 18-105mm f/3.5-5.6 – многофункционален и удобен.
      Диапазон фокусных расстояний у него очень большой и
      это позволяет его использовать, как широкоугольник,
      штатный объектив и портретник.
      Однако, чем больше объектив универсален, тем худшим является
      его качество. Для профессиональных целей, естественно.
      Второй недостаток – малая светосила в режиме работы портретника,
      что может привести к проблемам в условиях низкой освещённости и
      при съёмке портрета с малой глубиной резкости.
      В общем, хороший универсальный объектив, однако, не отличный.

      Объектив Sigma AF 17-50mm f/2.8 имеет меньший диапазон
      фокусных расстояний – от широкоугольника, до штатника и
      этим он уже лучше.
      Вторым плюсом является более высокая светосила, которая
      позволит автоматике фотоаппарата работать более устойчиво.
      Однако, эта Сигма не позволит Вам снимать портреты крупным планом.
      Изящные, с небольшой глубиной резкости и красивым боке.
      Кроме того, можно допустить, что качество линз Сигмы,
      качество его сборки и длительность работы этого объектива
      может оказаться меньшим, чем у Никона.

      Как быть?
      Если есть возможность, нужно взять Sigma AF 17-50mm f/2.8
      во временное пользование и посмотреть, какую картинку он
      выдаёт.
      И сравнить фотографии, созданные с помощью объектива Никон,
      с фотографиями, созданными объективом Сигма.
      А, заодно, внимательно посмотреть, насколько объектив качественно сделан.

      И, если Сигма хорош, он станет универсальным объективом,
      а для создания портретов нужно приобрести портретный объектив.

Добавить комментарий