Пленило ль Вас светобезсилие?

Что такое светосила? Светосила – это величина, характеризующая яркость оптического изображения, которую выдаёт объектив. Грамотное, вроде бы, определение. Для тех, кто особо сильно разбирается в теории фотографии. А Вы, человек нормальный, мгновенно поняли, что такое светосила объектива?

Поэтому и расскажу Вам, об этом термине фотографическом, на простом языке.
Чтобы продвинулись Вы ещё на один шаг в понимании того, как научиться фотографировать.

Надпись - В чём сила, брат?

Светосила – это способность объектива помочь Вам создать фотографию.
Светосила – это величина яркости (интенсивность) изображения, которую выдаёт объектив сквозь свои линзы.

Вы включаете фотоаппарат.
Смотрите в окошко видоискателя или на ж/к монитор.
Выбираете нужный Вам фрагмент изображения и…
Затвор фотоаппарата, после нажатия на кнопку спуска, открывается, позволяя изображению, сквозь объектив, попасть на матрицу.

Причём здесь светосила?

А при том, что качество Вашей будущей фотографии, во многом, зависит от качества оптики Вашего фотоаппарата.
И, что важно, чем больше светосила Вашего объектива, тем лучше. Для вас. И фотографии тоже.

Приступим?
Сегодня, надеюсь, Ваше воображение снова работает.

Светосила.

Вот и представьте, что перед Вами 2 объектива. Один из них светосильный. Другой – не очень.

ZOOM и портретный объектив фирмы Canon

Присоедините к своему зеркальному фотоаппарату светосильный портретник. Зовут его – Canon EF 85 mm f/1.2L II USM.
Портретник, который Вы купили тысяч за 70 рублей.

Надпись - 70000 рублей за объектив?

Подумаешь, 70 тысяч… Некоторые, штатник покупают за двести. Мечтаем дальше.
Этот портретник, при максимально открытой апертуре, во время создания фотографии, пропустит, сквозь себя и подарит матрице довольно много света.

Портретный объектив фирмы Canon

Светосильный он, потому что. На оправе его (корпусе) так и написано – светосила f/1.2.
А теперь, поменяете светосильный Canon 85 mm f/1.2 на другой –

Надпись - светобезсильный.

То есть, менее светосильный. По имени Canon EF-S 18-55 mm f/3.5-5.6 IS II.
Тот самый! Весьма недорогой и горячо любимый всеми, кто занимается продажей фототехники.

ZOOM объектив фирмы Canon

Который Вы, сдавшись под натиском рекламы и продавцов, купили тысячи за четыре. Рублей.

Надпись - 4000 рублей за объектив.

Тот самый объектив, который называют Kit.
Универсальный ЗУМ «начального» уровня, которым оснащают недорогие зеркальные фотоаппараты фирмы Кэнон.

Фотоаппарат фирмы Canon

Что там, у КИТа, на корпусе написано?
А написано, что в режиме портретной фотосъёмки (в длиннофокусном режиме или на «длинном» конце ЗУМа) он обладает светосилой f/5.6.
Насколько меньше светосила этого ZOOM объектива, по сравнению со светосилой дорогого портретного, с постоянным фокусным расстоянием?

Надпись - во сколько раз меньше?

Насколько меньше этот ЗУМ пропускает сквозь себя света, по сравнению с дискретным?
Давайте посчитаем «ступени» диафрагмы. Открывая, или закрывая апертуру объектива.

Светосила и диафрагма.

Каждая соседняя величина диафрагмы уменьшает или увеличивает количество света, которое пройдёт сквозь линзы, в 2 раза.

Дорогой портретник может «работать» на этих диафрагмах:
1.2 – 1.8 – 2,5 – 3.5 – 4,5 – 6,7 – 9,5 – 13 – 16.
Максимальное количество света доставляется к матрице при значении диафрагмы – f/1.2.
Минимальное – при значении f/16.

Когда Вы закрываете апертуру на 1 ступень, от величины f/1.2 до f/1.8, количество света, проходящего сквозь линзы, уменьшается в 2 раза.
Закроете ещё на 1 ступень, от f/1.8 до f/2.5, количество света уменьшится ещё в два раза. И так далее.
Недорогой универсальный ZOOM (в портретном режиме) «работает» так:
5.6 – 8 – 11 и так далее.

Он не может «работать» на диафрагмах 1.2 – 1.8 – 2,5 – 3.5 – 4,5.

Вы не можете открыть апертуру (отверстие, сквозь которое проходит свет) до величин 1.2 – 1.8 – 2,5 – 3.5 – 4,5, чтобы увеличить количество света.
Нет такой возможности.

И что?
А то, что постоянная светосила (специального) портретного объектива на 5 ступеней больше светосилы универсального.

Надпись - В 5 раз больше!

И это значит, что сквозь EF 85 mm f/1.2, при максимально открытой диафрагме, пройдёт в 10 раз больше

Надпись - Чего? Света, конечно же.

Чем через объектив Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 (в режиме длиннофокусника), с максимально открытой диафрагмой.
Вот одна из причин, почему оптика, обладающая большой светосилой, стоит дорого.
Ведь эти объективы, обладая высокой пропускной способностью (светосилой) позволят Вам фотографировать в условиях низкой освещённости.

И зачем Вам это знать?
Могу только предположить.
Ситуацию, когда Ваш фотоаппарат, оснащённый объективом с малой светосилой, не сможет сфокусироваться на объекте.
И, как назло, в тот момент, когда вам меньше всего хотелось бы этого.

А ещё?

Вы не сможете создавать прекрасные портреты, имея оптику с малой светосилой.
Постоянные «пролёты» с трепетом ожидают Вас в репортажной, и в свадебной фотосъёмке.
Вам будет трудно фотографировать объекты природы.
Даже простая предметная фотосъёмка станет непростой и не комфортной.
Теперь понятно, как связаны друг с другом светосила и диафрагма?

А что показывает практика?

Светосила фотоаппарата.

Почти все начинающие фотографы предпочитают покупать оптику не дорогую и универсальную.

Надпись - Ну... Чтобы всем!

Помните, экранизацию повести Михаил Булгакова?
В смысле, чтобы всё в одном.

В одном корпусе и портретный объектив, и штатный, и широкоугольный, и длиннофокусный. А можно ещё макро?
Можно, конечно! И всего за 4 тысячи. Главное – купите сейчас и у нас.
Юные (душой) фотолюбители покупают, вначале, самые дешёвые грабли. ЗУМы, что попроще.

И давай на них наступать!
Чтобы по-настоящему испытать и закалить крепость верхней своей части.
Почти на каждой серьёзной фотосъёмке.
А когда лоб привыкает, и острота ощущений теряется, покупают «грабли» покруче.

И, опять же, ЗУМы. Средней ценовой категории. Чтобы поднялась светосила фотоаппарата.

И «прут» в профессиональную фотографию. «Бабло» срубить, которого не меряно.
А здесь их уже ждут. Далеко не всегда лёгкие деньги.
Но, зато, быстрые, многочисленные и хронические проблемы.
И не только в материальной жизни. Но, об этом не сегодня.

Проходят годы.

У кого-то крепчает лобная кость.
А у тех, кто стремится достичь вершин в фотографии, наступает просветленье и осознанье.
Не знаю, зачем Вам?
Знаю, зачем мне дорогой портретник, обладающий изящным рисунком.

Кстати, вопрос!
Светосила в фотоаппаратенаходится?

Светосила в фотоаппарате.

А, может, в голове?

Так уж, случилось.
Светобезсильная оптика заполонила умы и кофры соотечественников наших.
Позывы к стремительной коммерциализации, усиленные потугами страстной монетизации уже дали свои результаты.
Желающих «рубить капусту», в фотографии, с приложением минимальных вложений и усилий, развелось критическое множество.

И не заметите, как грянет час.

Время, когда начнут побеждать те, кто технически оснащён и в голове своей светел.
Грамотные, обученные, творящие на уровне ощущения, подпитывающие себя позитивными эмоциями успеха.
Способные выдавать фотографии наивысшего уровня, недоступного для тех, кто, не чувствуя настоящего, сидит в прошлом, облизываясь на будущее.

Думайте. И чувствуйте. В чьём фотоаппарате светосила находится.

Светосила объектива.

Смотрите. Оба снимка сняты одним объективом. Светосильным.

Свадебная фотография. Светосильный объектив

Тем самым – Canon EF 85 mm f/1.2L II USM.
Левый снимок снят на диафрагме f/5.6 со вспышкой, а правый на диафрагме f/1.2 и без вспышки. Надеюсь и верю, Вы видите разницу.
И понимаете, что можно «сфоткать» граблями, а что создать хорошим объективом.

Портрет молодой женщины, созданный светосильным объективом

В общем, как сказал, когда-то, кто-то…

Надпись - Чем фотографируешь, так тебе и надо!

В чём сила, спрашиваете? Светосила в объективе!

Чем более светосильный объектив у Вас на «вооружении», тем быстрее Вы научитесь создавать изящные фотографии, а не делать просто фото.
Потому, что, когда есть светосильная оптика, у Вас много возможностей.
В реализации одной и той же фотографической задачи разными способами.
А когда у Вас недорогой и «тёмный» объектив, возможности весьма ограничены.

Вот и делайте выбор.
Быть ли в плену светобезсилия или творить в своё удовольствие, наслаждаясь преимуществом, которое даёт светосила объектива.

Кстати.
Есть соображения на этот счёт. Здесь они. В статье “Как выбрать портретный объектив”.

Где бы Вы ни жили, что бы ни фотографировали, осознанный ответ на вопрос: «Что такое светосила?», реализованный в фототехнике Вашей, материализует Вам результат. И, не важно, каким он будет. Важно место, которое Вы будете занимать в этом мире. По итогам. Сейчас.

Автор: Виталий Гребенников, сайт “Русская фотография”
Июнь 2012

Ну, что? Увидели разницу между светосилой и светобезсилием?

Не наступайте на грабли и посоветуйте не делать этого Вашим друзьям.
Надеюсь увидеть Ваши отзывы и комментарии. Спасибо!

Комментариев 34
  1. Очень интересная статья! Обязательно приобрету себе такой светосильный объектив, когда вырасту.Пока же у меня фотоаппарат canon powershot sx40 на ближайшие годы.Мне нравится этот суперзуминг

    • Спасибо, Лев.

      Можно начинать и на простом фотоаппарате.
      А когда придёт желание создавать что-то удивительное и уникальное, нужно покупать хороший фотоаппарат и светосильную оптику.

  2. Желание-то есть уже сейчас!

  3. Отличная статья, Виталий, начинал читать, думал, что мне это всё известно, но всё равно много полезного для себя обнаружил. К слову Nikkor 50 1.4 стоит всего 15000, а покрывает-ли разница в одну ступень 55000р. вернее сильно-ли принципиальна эта одна ступень? В случае со свадебной фоткой с 1,2, на 1,4 можно было-бы рассчитываь?

    • Спасибо, Kukrinoff.
      Не зря, значит, историю я эту рассказал.

      Дело не в разнице в одну ступени светосилы.
      В том, что разница между “штатником” и “портретником” – КОЛОССАЛЬНАЯ.
      Я тоже, когда-то, экспериментировал.
      И всеми силами старался создать классные портреты, используя штатный объектив. А не получилось.
      И не получится никогда, если говорить о художественной составляющей портрета.

      Как это понять? Как это осознать?

      Только одним путём. Попробуйте.
      В одних и тех же условиях создайте портреты (специально для этого созданным) ПОРТРЕТНЫМ объективом и другими, созданными для других видов фотосъёмки. И увидите результат!

      Чувствуется ли разница в светосиле 1.2 и 1.4 во время фотосъёмки в темноте?
      Мне тоже это было удивительно! Всего одна ступень…
      Да! Всего одна ступень.
      И фотографии нет…
      Потому, что автофокус фотоаппарата не работает!
      А вручную резкость не навести!!!

      Или… Фотография, всё же есть???
      А вдруг она уникальная? И самая лучшая.
      Может, за дни работы. А может, за годы…

      • Диафрагма 1.2 и 1.4 конечно впечатляет открывающимися возможностями в темноте, но кто будет этим пользоваться? Глубина резкости ведь минимальная, на портрете оба глаза резкими сделает только волшебник. Так вот зачем платить больше, если на практике диафрагма от 1.8 в исключительных случаях и от 2.8 в остальных? Указанная на объективе светосила – это же только на открытой диафрагме? Да, возможно у дорогих стекол лучшее просветление и красивее боке. Но смертным все это зачем?

        • Спасибо, Arkady!

          Как тонко Вы чувствуете эти нюансы!
          Великую школу практики Вы прошли.
          Мастерство в каждой фразе. Здорово!

          А знаете, возможно, кто-нибудь из читателей, когда-нибудь…
          И войдёт в число тех самых… Безсмертных фотографов.

          И благодаря Вашим словам тоже.

          Фотография дело тёмное…

  4. Виталий. Благодарю вас за статью.
    Позвольте спросить у вас совета.

    На данный момент имею в своём фото-запасе следующее оборудование:
    Тушка: Canon 550D

    Объективы:
    1) Тот самый кит 18-55
    2) Зум CANON EF-S 55-250 mm f/4-5.6 IS
    3) Парк советской оптики: Таир 11, Юпитер 37А
    4) Мой любимый и самый частоиспользуемый Гелиос 77М-4

    Так уж вышло, что в сумку помещается только 2 объектива, хранить весь парк жалко, а носить с собой нет возможности — есть тонна других необходимых вещей, которые приходится тягать в тех местах, где есть что снимать.

    Фотографировать я люблю и такое: http://lifecity.com.ua/photo/view/album/32
    И такое: http://lifecity.com.ua/photo/view/3572
    И такое: http://lifecity.com.ua/photo/view/2225

    Соответственно нужен универсальный объектив на большинство случаев жизни.
    Коммерческим фото заниматься не планирую.
    Соответственно, хочу продать большинство своих объективов и купить один относительно хороший.

    Внимание, вопрос: какой объектив взять???

    Сейчас выбор между двумя:
    Tamron f2.8 28-75mm (оставив при этом “полтинник” от Гелиос) или Canon 50 f1.4 (оставив при этом 55-250 mm f/4-5.6)

    Что бы вы посоветовали, или может быть предложили бы альтернативу?

    • Спасибо, Владимир.

      Canon 50 f1.4 действительно крут.
      Учитывая “кроп-фактор” Вы получаете прекрасный портретник.
      Он будет хорош и для других видов фотосъёмки.

      Вряд ли можно сделать снимки хорошего качества CANON EF-S 55-250 mm f/4-5.6 IS.
      Он слишком “тёмный” и выдаёт обычные “фотки”.
      С этим объективом ни вырасти, ни добиться высоких результатов.

      Tamron f2.8 28-75 mm я бы не стал покупать.
      Качество “картинки” низкое. Износоустойчивость высокая.
      Пустая трата денег.

      А та “советская” оптика, что у Вас имеется хороша, конечно же.
      Но, нет автофокуса. А, значит, нет оперативности.

      Что бы я сделал?
      Купил бы Canon 50 f1.4, а остальное продал.
      К “полтиннику” докупил бы дискретный широкоугольник и портретник.
      Это – вложение денег.
      И линейка оптики, которая позволит решить большинство задач.
      Оперативно и с высоким качеством.

  5. В принципе не плохо, доходчиво, с чувством (о наболевшем). Примеров (в картинках) можно было бы и побольше.

  6. Здравствуйте, Виталий! Очень понятно и грамотно донесли понятие – светосила, признаюсь с интересом прочел Вашу статью… Спасибо !

  7. Спасибо за светосилу,просветившую мою набитую новыми граблями голову.Не плохо было бы с Вами раньше встретиться на просторах иттернета.

  8. спасибо за хорошую статью,сечас хоть знаю что такое светосила…

  9. Более глупых и безапелляционных утверждений представить себе не мог…уважаемые канонисты! разве все такие,или только современные?Даже не берусь оспаривать Ваши перлы,поскольку,простите,нет сил уже…опять сейчас полезут заслуженные фотографы заслуженной рассеи с каноновскими артефактами за плечами…

    • Благодарю, Димка.

      Наверное, вот что произошло.
      Вам просто не понравилась моя точка зрения. И это – нормально.

      Я вне касты “канонистов”.
      И отсутствую в списке горячих поклонников “Никона”, “Пентакса” или других фирм-производителей фототехники.

      Я просто люблю фотографию. И сейчас фотографирую в системе Canon.
      Вот и всё!

  10. Ну а что делать с китовым 18-55 мм объективом?

    • А что делать, Lucy?

      Фотографируйте, конечно!
      Тренируйтесь, нарабатывайте опыт, создавайте новые шедевры.

      Может быть, где-то резкости будет маловато.
      Или цвет не тот…

      Научитесь чувствовать этот объектив!

      Ведь даже мыльницей…
      Даже самым простым объективом можно творить…

  11. Тренируйтесь, нарабатывайте опыт, создавайте новые шедевры.

    Источник: http://zimfor.ru/chto-takoe-svetosila.html

    Мне это понравилось.

  12. А о зуме ни слова. Типа он не нужен. Как совместить зум со светосилой – вот в чём вопрос.
    А рекламировать светосилу – это как рекламировать воздух. Зато с каким апломбом…

    • Здравствуйте, Сергей.
      Статья эта – специфическая и говорит она о светосиле.
      А наиболее светосильными как раз и являются дискретные объективы.
      ЗУМы, конечно же, хороши во многих случаях.
      Придёт время, поговорим и о них.

    • Совместить зум со светосилой ни вопрос. Есть Sigma 18-35mm F1.8. Начало положено, дальше будет больше.
      О зуме особо и говорить то нечего. Для репортажа, например, когда времени и места для работы ногами попросту нет, он нужен.
      Любой объектив – это инструмент. Что-то можно делать универсальным, для чего-то нужен специализированный.

      Чуть меньше года как я тут в комментариях отметился. Виталий меня дипломатично выслушал, по улыбался :)
      Не мало за это время воды утекло. За это время разобрался с тем, что такое “светосила”. Теперь для меня этот термин перестал быть исключительно техническим параметром, характеризующий яркость изображения в плоскости фотоприемника. Все гораздо сложнее.
      Стоит и на формулу осмотреть, узнать о том, что при фокусных расстояниях менее 100f светосила зависит от расстояния до снимаемого объекта.

      Пробуйте разные объективы, смотрите что получается. Со временем разницу поймете и определитесь что нужно Вам.

      • Спасибо, Аркадий.

        Ну, чем дополнить такую точку зрения?
        Круто сказано!

        Разве, что…
        Большая светосила ЗУМа даёт фотохудожнику возможность высказаться по-настоящему.
        А если это дискретник – по-настоящему изящно.

  13. У меня Nikon D5100 с 18-55VR Kit и я давно понял,
    что мне не хватает света на фото,
    однако очень удобно иметь при себе универсальный объектив…
    Подскажите, есть ли что-то столь универсальное,
    но при этом и светосильное???

    • День добрый, Антон.
      Здорово, что Вы стараетесь вырваться из плена светобезсилия.

      Универсальное, как Вы, наверняка знаете на собственном опыте,
      не всегда оказывается эффективным и качественным…

      Как быть? Однозначного и быстрого ответа нет.
      Потому, что нужны подробности о Ваших желаниях и планах.
      Скачайте мою бесплатную книгу “Как выбрать объектив для зеркалки”.
      Полный ответ Вы получите в ней.

  14. Большое спасибо за статью!

  15. Имею никон д5200 и 18-105 3.5-5.6.
    Хочу заменить на сигму 17-55 на 2.8
    Будет ли сигма мне достойной заменой?

    • Здравствуйте, Феликс.

      Объектив Nikon 18-105mm f/3.5-5.6 – многофункционален и удобен.
      Диапазон фокусных расстояний у него очень большой и
      это позволяет его использовать, как широкоугольник,
      штатный объектив и портретник.
      Однако, чем больше объектив универсален, тем худшим является
      его качество. Для профессиональных целей, естественно.
      Второй недостаток – малая светосила в режиме работы портретника,
      что может привести к проблемам в условиях низкой освещённости и
      при съёмке портрета с малой глубиной резкости.
      В общем, хороший универсальный объектив, однако, не отличный.

      Объектив Sigma AF 17-50mm f/2.8 имеет меньший диапазон
      фокусных расстояний – от широкоугольника, до штатника и
      этим он уже лучше.
      Вторым плюсом является более высокая светосила, которая
      позволит автоматике фотоаппарата работать более устойчиво.
      Однако, эта Сигма не позволит Вам снимать портреты крупным планом.
      Изящные, с небольшой глубиной резкости и красивым боке.
      Кроме того, можно допустить, что качество линз Сигмы,
      качество его сборки и длительность работы этого объектива
      может оказаться меньшим, чем у Никона.

      Как быть?
      Если есть возможность, нужно взять Sigma AF 17-50mm f/2.8
      во временное пользование и посмотреть, какую картинку он
      выдаёт.
      И сравнить фотографии, созданные с помощью объектива Никон,
      с фотографиями, созданными объективом Сигма.
      А, заодно, внимательно посмотреть, насколько объектив качественно сделан.

      И, если Сигма хорош, он станет универсальным объективом,
      а для создания портретов нужно приобрести портретный объектив.

Оставить комментарий

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>