Фотосъёмка в горах,  как и фото горных пейзажей, для многих людей, является незабываемым и, как правило, приятным событием. Великолепные виды, прекрасное настроение, дивные воспоминания. Но, всегда ли фотографии, созданные Вами, правдиво передают Ваши чувства? Всегда ли Вам интересно вновь посмотреть эту историю в фотографиях, чтобы снова порадоваться?Но, почему одни фотографии получились удачными, а другие нет?
Всё, вроде бы, делали правильно, а результата должного так и не получили.

Где-то недосмотрели, что-то упустили, о чём-то забыли.

Не пора ли начать борьбу с несправедливостью? Борьбу лёгкую, но приятную.
Чтобы узнать, в итоге, как научиться фотографировать горы.

Как фотографировать в горах?

Да так же, как и не в горах! Или, почти так же.
Никто не отменял законов фотографии. Делайте то, что надо. И получите, что заслужили.

Горы плато Укок. Горный Алтай

Хотя, в этом, зачастую, экстремальном виде фотографии — горном пейзаже, есть своя специфика.
Особенно, если Вы посещаете горы «неухоженные», скажем так.
И маршрут Вашего горного путешествия не гарантирует Вам бесконечного наслаждения в расслабленном состоянии.

Горы всегда непредсказуемы.
И нам, людям, надо чтить законы и соблюдать определённые правила, живущие и действующие в таких местах.
Если о крайностях — даже для того, чтобы выжить. Или сохранить здоровье. В горах всякое бывает…

Вот Вам советы из собственной практики.

Чтобы успешно фотографировать в горах, которые Вам не знакомы, лучше найти проводника.
Человека, который долгое время живёт в этой местности, много знает и умеет.
Специалиста, который обеспечит Вам самые благоприятные условия в путешествии.

Нужен специалист, который поможет Вам (научиться) уважать и соблюдать обычаи этой территории.
Который расскажет о правилах поведения на земле, незнакомой Вам.
Территории, для которой Вы являетесь «чужеземцем».

Чтобы страна горная встретила Вас по-доброму и позволила комфортно провести часть своей жизни в радости и удовольствии.
Ну, и чтобы фото горных пейзажей Вы создать сумели.

Мне повезло. Нашёл я себе проводника в Горном Алтае. И, наверное, лучше и надёжнее, чем он, не сыскать.
Обращайтесь, если что. Познакомлю.

Ах, какие пространные речи, можете подумать Вы! Нельзя ли короче?
Если короче, то вот Вам вопрос: «Зачем идёте в горы Вы?»

Найдите ответ на этот вопрос. Для себя лично. Ответьте себе. И как можно более пространно.
С чем придёте в горы Вы?

Что Вы дадите людям, которые будут окружать Вас в этом походе или путешествии?
Что Вы хотите получить во время похода и после его завершения?

И, что чрезвычайно важно… Какими эмоциями Вы готовы за всё это заплатить?
Совет хороший могу дать.
Приходите в этот добрый мир с добром. Добро и получите.

А, в придачу — красивые фотографии гор. Откройтесь миру. И только после этого фотографируйте горы.

Пейзажи Горного Алтая

Трудный подъем в гору завершён. Туристы остановились, чтобы отдышаться и прийти в себя.
Внизу, перед ними — ярко-зелёная горная долина, украшенная цепью синих озёр.
Лёгкий ветерок и нежное солнышко наполняли восторгом души искателей приключений.
Они стояли на краю обрыва, и любовались красотой, невиданной ими ранее.

Горная долина в Республике Алтай

Завершался второй день похода.
Инструктор туристической группы торопил, уговаривая начать движение.
Он, человек опытный и ответственный, прекрасно знал, что нужно сейчас сделать.

Предстоял почти километровый спуск в долину, а потом — ещё несколько километров к месту, где необходимо было разбить лагерь, чтобы заночевать.
Ночью в горах холодно. К ночи нужно приготовиться.

Надо, значит надо.
Чтобы облегчить судьбу друзей наших преданных, на лошадей погрузили лишь часть поклажи.
Рюкзаки на спину, выстроились в цепочку и вперёд.

«Вы идите» — с улыбкой сказал он.
Я останусь здесь жить!

Кто это сказал? Ну, конечно!
Тот самый, который всё время тормозил продвижение группы своими желаниями что-то сфотографировать.

Группа остановилась.
Инструктор переключился на этого неугомонного.
Всякое повидал проводник на своём веку, а потому, во избежание неприятностей и сразу, начал говорить о главном.
О том, что в этих местах, не подготовленному и неопытному человеку, выжить невозможно.

Глупая, конечно, ситуация.

Если смотреть глазами тех, кто не понимает.
Тех, кто не попадал в такие ситуации.
Тех, кто не испытал те эмоции и чувства, которые переполнили туристов-новичков, первые попавших в Горный Алтай.

Ведь у всех путешественников, от созерцания этой красоты, уже на второй день похода напрочь сорвало «крышу».
Здесь, вдали от цивилизации и фальшивых ценностей, восприятие мира было совсем другим.
Рядом было что-то, неведомое ранее, что бесконечно заполнило души странников.

Все внимательно слушали.

Проводник, человек знающий, на простом русском языке рассказывает о простых вещах, а тот, невменяемый, стоит и глупо хлопает глазами…
И про то, что здесь нет еды.
И про то, что ночью в этих местах охотятся голодные хищники.
И про то, что до ближайшего населённого пункта нужно топать почти неделю…

В общем, инструктор был прекрасным психологом. Уговорил.
А фотограф клятвенно пообещал снять несколько дублей и догнать группу.
И они ушли. Вниз по крутому каменистому склону. В долину, где их ждала радуга.

Радуга в горной долине. Алтай

Фотограф вздохнул печально и начал подготовку. К созданию шедевра, конечно.

Горы Алтая. Фото на память

Вот как это было:

  • Слайдовская фотоплёнка минимальной чувствительности — в фотоаппарате.
Огляделся. Не подсматривает ли кто-нибудь, желающий увидеть тайные приёмы создания фотопейзажа? И, убедившись, что никого нет…
  • Привязал камень, для утяжеления штатива, к центральной его штанге.
Фотоаппарат был у него, естественно, японский.
И хотя он был любительский, зато изготовлен был всего лет двадцать тому назад.
А до встречи с  фотографом побывал в жёстокой эксплуатации, как минимум, у трёх бытовых фотографов.
  • На фотоаппарат установил свой самый лучший объектив.
Штатный объектив. С фокусным расстоянием 50 мм.
И хотя объектив этот был создан в СССР, зато в 1961 году и на совесть.
Классики русской фотографии любят этот «полтинник» за его резкость, долговечность и цветопередачу.
  • Накрутил на объектив ультрафиолетовый фильтр.
Чтобы устранить ультрафиолетовое излучение и чрезмерную «дымку», которая была видна в долине.
И, конечно же, установил бленду.
  • Выставил диафрагму, позволяющую получить наилучшую резкость.
Фотограф заведомо знал, что апертура должна быть f/11.

  • Произвёл экспозамер, установил нужную выдержку и прикрутил спусковой тросик к фотоаппарату.
О том, что такое правильный экспозамер, кстати, Вы сможете узнать в статье «Для чего нужна серая карта».
  • Сделал, хоть и по своему «вкусу», но, тщательное кадрирование.
Потому, что уже имел опыт общения с Учителем, который любил «обрезать» бездарные фотки.
  • Восхитился ещё раз пейзажем и, затаив дыхание, создал первый дубль.
А потом, на всякий случай, ещё пару дублей.
Ведь, слайдовская фотоплёнка, иногда, «капризничает», поэтому эксповилка серьёзному фотографу никогда не мешает.

По своему опыту он прекрасно знал, что имеется только одна точка фотосъёмки.
Единственная для этого сюжета, идеально подходящая для этих световых условий и для данного момента времени.

Он знал, также, что в этой, единственной точке, можно применить только один объектив.
Чтобы получить ту самую, наилучшую фотографию. С его точки зрения, конечно же.
Но, как всегда, сместился влево-вправо, вперёд-назад…
Последовательно установил широкоугольный объектив, затем — объектив длиннофокусный…
Нет! Не получается создать дубль более лучший, чем тот — первый.

И для чего вся эта суета, спросите Вы?

Фотограф проверял, находится ли он в форме. Чувствует ли он ту самую, единственную точку.
Не покинула ли его та самая чувственность — качество личности, позволяющее создавать фотографии несколько другого уровня.
Уровня, который весьма не просто описать словами.

Эмоции схлынули. Он снова стал обычным человеком.
И пришло понимание, что незачем оставаться здесь жить.
Даже если очень хочется бесконечно впитывать в себя эту красоту и наслаждаться другой и более приятной жизнью.

Он знал, что придёт время, и он снова вернётся в это место. И снова получит.
Все те же ощущения. Бесконечно прекрасные.
Достаточно будет только взглянуть на фотографию, созданную им когда-то.
Счастливый и удовлетворённый, фотограф отправился догонять группу.

Фотографии гор. Инструкция по созданию

Для того чтобы сфотографировать горный пейзаж, который потом можно напечатать с большим размером, нужен дискретный объектив.
Объектив с постоянным фокусным расстоянием и, желательно, высокой разрешающей способностью.

Для такой фотосъёмки нежелательна мягкорисующая оптика и портретные объективы. Но и здесь не без исключений.
Кто сказал, что Вы кому-то обязаны фотографировать в горах резко?
Возьмите монокль и покажите зрителям синеву горных рек, обрамлённых золотом.

Горная река Алтая. Монокль

Мало того.
На пути Вашем повстречается много объектов напрямую, казалось бы, не связанных с темой гор.
И их тоже неплохо было бы сфотографировать. Но, об этом — совсем другая история.

А что делать, если Вы не разобрались ещё, что такое фокусное расстояние объектива и Вам точно не известно, что такое светосила объектива?
Создавайте фотоснимки тем, что есть.
Но, помните, что необходимо соблюдать технические условия их создания.

Как минимум, нужен точный экспозамер, чтобы подать на матрицу фотоаппарата нужное количество света.
Не помешает правильно выставленный баланс белого, если Вы снимаете в формате JPEG.
Большую пользу принесёт фотосъёмка в формате RAW и со штатива.

Вот Вам пример, когда нужно принять конкретное, взвешенное и быстрое решение.

Сюжет прост.
Вечер. Солнышко почти спряталось за горизонт и последними лучами своими освещало вершины гор.
Туристы, знакомые с творчеством Рериха, ахнули…

Закат в горах. Фронтальное освещение

Фотограф тоже был знаком с картинами известного художника. Но, у него не было времени, чтобы восторгаться и восхищаться нежданным подарком.
Минут пять он бежал к точке фотосъёмки.
Устанавливая на ходу нужный объектив и прикручивая фотоаппарат к штативу.

А потом остановился. В той самой, единственной точке фотосъёмки.
И через несколько секунд «взял» эту картинку. С первого дубля.

Фотографу всегда не нравилось работать «по свету», то есть, фотографировать объекты при фронтальном освещении, когда солнце у него за спиной.
Слишком плоскими получаются снимки.
Но, в этом случае, он сделал исключение. И сюжет был достоин того, и снимок получился удачным.

Фото в горах. Фронтальное освещение

Что в этом сюжете является главным? Конечно, вершина горы! Вот и делайте экспозамер «по светам».

  • Перейдите в формат RAW.
В итоге у Вас появится файл изображения, который вберёт в себя все 100% изображения.
  • Светочувствительность – по-минимуму, например, ISO 100.
Чем ниже светочувствительность, тем меньше шумов будет на фотоснимке.
  • Установите правильную цветовую температуру.
Чем точнее Вами передан цвет, тем более естественной станет цветовая гамма фотоснимка.
  • Установите среднее значение диафрагмы объектива, например, f/8 или f/11.
В этом сюжете незачем чрезмерно закрывать диафрагму для получения большой глубины резкости.
Помня о том, что такое разрешающая способность объектива, работайте на нужной для Вас диафрагме.
  • Возьмите серую карту, по ней определите и установите в фотоаппарате необходимую выдержку.
Чем точнее экспозамер, тем более качественной получится фотография.
  • Установите фотоаппарат на штатив и сделайте несколько дублей.
А если штатива нет, фотографируйте с руки. Для этого успокойте дыхание и плавно нажмите на кнопку спуска.

Если у Вас нет опыта создания фото в горах, и Вы ещё недостаточно изучили основы композиции, создайте несколько дублей с таким кадрированием, которое нравится Вам. Интуитивно. На уровне своих ощущений.

Вы получите «идеальную», с технической точки зрения, фотографию. А также — приятный для Вас горный пейзаж.
И не важно, что скажут о Вашем шедевре критики!

Ещё большую ценность снимку Вы придадите потом. Во время компьютерной обработки и более точного кадрирования.

Контражур. Техника фотосъёмки

А что произошло через несколько минут?
Солнышко закатилось за горизонт и, когда фотограф развернулся на 180 градусов, «пришёл» новый сюжет!
Вот он.

Закат в горах. Контровое освещение

Здесь нужна была другая техника фотосъёмки — работа в контражуре. В контровом свете или фотосъёмка против света.
Что Вам нужно предпринять в таких условиях освещения?

Некоторые обязательные условия уже соблюдены.
Фотоаппарат на штативе. ISO — минимальная. Цветовая температура определена. Формат RAW установлен.

Как сфотографировать закат?

Определите сюжетно важную часть будущего снимка.
Что, в данном случае, является главным? Конечно же, небо!

Сделайте экспозамер интенсивности света по серой карте.
Фотографируйте на среднем значении диафрагмы, например, f/8 или f/5.6. Резкость здесь, особо, не нужна.

Не забудьте установить нужную выдержку и… Фотографируйте, да побыстрее. Закат растворяется стремительно.

Главное, то есть, небо, получилось? Вот и чудесно!
А то, что «провалилась» нижняя часть фотоснимка, не беда.

Ну, что? Видите, насколько это просто?
Настолько элементарно создавать фотографии, писать светом, создавать картины в стиле, который нравится Вам.

А вот ещё один пример. Более простой.

Горный пейзаж при боковом освещении

Фотосъёмка при боковом освещении — самая простая.
Разместите серую карту так, чтобы она освещалась точно также, как освещается объект. Сделайте экспозамер и фотографируйте.

Горный фото пейзаж Алтая

Другом и товарищем, в данном сюжете, оказался мягкий солнечный свет, рассеянный облаками.
Детали изображения оказались проработанными и в светах, и в тенях.

Знаете, когда такой фотоснимок начинает «играть» по-настоящему?
Когда Вы увидите его напечатанным. Размером, например, 60х90 см.

Зрители так и говорят: «Хочется войти в эту фотографию и остаться в ней». Вот и я о том же.
Я тоже хотел остаться там жить…
Остаться.
Жить.

Какие техники фотосъёмки и приёмы художественные надо бы знать, чтобы фотографии Ваши становились классными?
Вот Вам истории о некоторых из них:

Зимний горный пейзаж

А что делать, когда попали в горы Вы, а фотоаппарат в руках — простейший.
Если нет знаний и опыта в том, как фотографировать горы зимой.

Если ещё не научились пользоваться своим фотоаппаратом.
И когда нет времени, штатива, этого, этого и того. Да ещё и зима в горах!

Но, хочется, чтобы фотографии получились!

Вот Вам простое решение. Техника фотосъёмки, о которой рассказала одна моя ученица.
Она — очень начинающий фотолюбитель.

Что она сделала, чтобы снимок получился?
Цветовую температуру не регулировала. Режим — «автомат».
С достоинствами RAW не разобралась, но, что радует, фотографировала в режиме JPG с максимальным качеством.
Штатива не было, поэтому фотографировала с руки. О серой карте и экспозамере забыла.

Но, всё же, перешла с «полного автомата» в ручной режим фотосъёмки, установила среднее значение диафрагмы, а выдержку подбирала по итогам съёмки нескольких дублей.

Горный зимний фото пейзаж. Дубли

Сделала несколько снимков.
Посмотрела на экране монитора фотоаппарата и определила, какой из них лучше. И продолжила снимать на этой выдержке.
И что в итоге?
Интерьер её квартиры украшает прекрасный горный пейзаж, сделанный в контражуре!

Горный зимний фото пейзаж

С чего начинала девушка эта, свой путь в фотографии?
С того, что изучила термины фотографические и начала учиться фотографировать в ручном режиме.
А сейчас интересны ей не только знания о том, как правильно фотографировать, но и секреты создания красивых фотографий.

Красивые фотографии гор

Не бывает не красивых гор. Бывает мало сделанных дублей!

А у Высоцкого, помните? «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал».
А потому — бывайте. На самых лучших горах. Украшайте свою жизнь историями путешествий. И красивыми фотографиями гор.

Оказывается, не так много нужно знать, чтобы Ваши фото горных пейзажей получались удачными. Красота — понятие относительное. Фотографируйте на уровне, который доступен Вам. Техникой, которая имеется. И просто получайте удовольствие.

Автор: Виталий Гребенников, сайт «Русская фотография»

Спасибо за внимание к этой истории!

комментариев 12
  1. Замечательная статья получилась, Виталий! Эмоции, лирика, но главное — наша, профессиональная сторона вопроса — всё на высшем уровне.

  2. Спасибо, Алексей.

    Пора выдавать кое-какие секреты подрастающему поколению художников.

  3. Впечатляет!

  4. Спасибо, Светлана.

    Можно ли в подробностях — впечатляет что?

  5. Замечательная статья вдвойне: Вы сумели передать и чувство фотографии, и чувство гор!

  6. Спасибо, Мария.

  7. Хорошо описан процесс фотографирования в горах при фронтальном освещении.
    Люблю горы, и красивые фотографии горных пейзажей тоже собираю. Понравились видеосъёмки с борта СУ25. Необычно.

  8. Спасибо, Олег.

    Фронтальное — самое простое освещение.
    И применять его надо в исключительных случаях.
    Лучше, когда фотосъёмка в горах производится при боковом или контровом освещении.

  9. Я не знаю, что такое монокль, но фотография горной реки мне понравилась больше всего. На Алтае не была, а вот по Кавказу мы ходили не раз, и без проводников. На слайдовскую пленку тоже снимали.

  10. Спасибо, Ирина.

    Красивые фотографии воды всегда завораживают. Особенно, когда это горные реки.
    А фотосъёмка в горах на слайдовскую плёнку — наилучший способ получить фотографии высшего качества.
    О том, что такое монокль, Вы можете узнать из статьи «Чувства из 1903 года» — http://zimfor.ru/chto-takoe-monokl.html.

  11. Принципиально не стал читать дальше первой 1000 знаков
    Что за проклятье… Как не возьмешь публикацию про фотосъемку в горах — столько воды!
    И эта публикация — не исключение. Авто просто наслаждается своим владением словом. Упивается стилем изложения. Парит, так сказать в словесах…
    И для чего вся эта суета? (С)

  12. Дело вот в чём, sibsolo.

    Описать в нескольких фразах «КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ» не составляет труда.
    И это будет Техническая инструкция по созданию Технически правильной фотографии.

    Но я не технарь.
    Мне нравится художественная фотография. И нравятся эмоции.
    Вот и хочу поделиться с читателями ЭМОЦИЯМИ, чувствами и чем-то (ИЗВИНИТЕ) добрым. Душевным.

Добавить комментарий

1 × 4 =