Чем больше, тем шире!

Что такое динамический диапазон? Одни говорят, что обитает динамический диапазон в фотографии. Прямо там – внутри.
Другие рассказывают, что динамический диапазон фотоаппарата не позволяет им создавать шедевры мировой фотографии.
А третьи утверждают, что прячется он в матрице. И, чем круче матрица, тем круче кто?

Динамический диапазон (ДД), конечно. И фотограф тоже.

Надпись - А у Вас какой ДД?

А Вы знаете, для чего он Вам, этот ДД?

Динамический диапазон – это разность между яркостью самой светлой и самой тёмной областей в изображении.
Заметили? Сказано кратко, да не понятно.

Значит, расскажу проще.
Чтобы Вы поняли, что такое динамический диапазон матрицы.
И применяли полученные знания в своей жизни.
А для этого рассмотрим пример из реальной практики.
Когда знание оказалось силой и помогло создать красивый фотоснимок.

Динамический диапазон матрицы.

«Идёт рыбак, качается, вздыхает на ходу…»

Фотография с широким динамическим диапазоном

Шучу!
На самом деле это – рыболов. И не качается он. А уж, тем более, не вздыхает.
Радуется он! Весне. Погоде. Успешной рыбалке. И компании друзей, которая рядом.
И, втайне, надеется. Что будет у него классный фотоснимок.

Если сюжет, который фотографируете Вы, содержит много тональных переходов, от белого к чёрному, такой сюжет имеет широкий динамический диапазон.
На фотоснимке Вы видите и пронзительно яркое солнце, и снег, в разной степени освещённый, и почти чёрные силуэты деревьев, минимально освещённые светом.

Фотография с узким динамическим диапазоном

А эта фотография показывает, что такое узкий динамический диапазон.
Случай, когда интенсивность света незначительная и нет резких его перепадов.
И вот что интересно.
На фотографии с ягодами удалось передать почти всю широту динамического диапазона.

То есть, ягоды на фотоснимке выглядят почти так же, какими их можно было увидеть глазами.
А вот на фотографии с рыболовом, сделанной в контражуре, передать всю тональность не получилось.

Надпись - Почему так?

Динамический диапазон человеческих глаз огромен.
Вы, одновременно, можете видеть (воспринимать) и ярко освещённое, и освещённое в средней степени, и находящееся в тени.

Динамический диапазон фотоаппарата.

Динамический диапазон матрицы цифрового фотоаппарата ограничен.
Он узок. И это позволяет матрице «увидеть» только узкую часть спектра видимого Вами изображения.

Например, то, что освещено ярко, плюс то, что освещено в средней степени.
Или то, что в тени и то, что освещено незначительно.

Надпись - И зачем Вам это знать?

Если Вы знаете, что матрица фотоаппарата не способна передать весь динамический диапазон, а фотографию, в условиях жёсткого освещения, хочется сделать, ответьте на вопрос.

Какая часть будущей фотографии, для Вас, является важной?
Что именно в изображении будущем является главным?

Допустим, нужно сфотографировать так, чтобы «чётко» было видно всё, что находится на свету.
Тогда Вам нужно фотографировать по «светам», чтобы хорошо проработанными оказались освещённые фрагменты сюжета.

Фотография с широким динамическим диапазоном

Вот что Вы увидите.
На фото хорошо видны части изображения, ярко освещённые солнцем.
Зато, плохо различимы участки, освещённые в меньше степени.
А то, что в «тенях», стало чёрным.

Ещё одна история о том, как нужно выбирать главное в сюжете – “Я останусь здесь жить!”

А что случится, если Вы сделаете экспозамер по «теням»?
Для того, чтобы деревья, находящиеся в тени, оказались, на фотографии, хорошо проработанными.

Фотография с широким динамическим диапазоном

Вот Вам результат.
Большая часть изображения, находящегося в тени, на фотографии стала различимой.
А то, что на солнце, оказалось «пересвеченным».

Что делать? Как научиться фотографировать так, чтобы спасти Ваш уникальный кадр?

ДД – это диагноз?

Динамический диапазон, вернее, правильное понимание, что это такое, приведёт Вас к решению той, или иной задачи.
Для случая, который мы рассмотрели, нужно сделать экспозамер в части сюжета, которая освещена «в среднем».
И принести в жертву то, что находится и в «светах», и «тенях».

Фотографии с широким динамическим диапазоном

В результате, Вы получите «усреднённую» фотографию.
Более подробно, о технике экспозамера, читайте в статье “Для чего нужна серая карта?”
Это – одна из техник фотосъёмки в жёстких условиях освещения. И это – возможность «спасти» динамичный кадр.

ДД – это возможность!

Пусть матрица Вашей любительской «цифры» кропнутая.
И Вы знаете, что не получится создать фото файл высокого качества, который можно напечатать с размером, допустим, 60х90 см.
Конечно, не получится! Если это будет только один файл.
Но, фотографическую задачу Вы поставили.
И решить её можно разными способами.

Ловите ещё один.

Здесь Вас
эксповилка выручит!
Установите фотоаппарат на штатив и сделайте 3-7 дублей с разной экспозицией.
А после этого – «тонко» поработайте в Photoshop, чтобы «на выходе»

Надпись - Очень даже может быть

получить прекрасный HDR файл.

Вот они – фрагменты технологии, изучив которые, Вы, безусловно, и в самое ближайшее время станете художником.
Человеком, который владеет фотографической техникой, техникой «светописи» и называется фотохудожник.

А потренироваться Вы сможете на тренажёре начинающего фотографа.

И ещё.
Рассказы, которые помогут Вам создавать красивые фотографии:

Что такое динамический диапазон? На самом простом языке – это способность матрицы фотоаппарата получить и передать Вам определённое количество яркости и цвета. Чем больше по размеру матрица, чем шире её динамический диапазон. Тем больший диапазон яркостей и цвета матрица сможет передать на фотографии.

Автор: Виталий Гребенников, сайт “Русская фотография”
Июнь 2012

Надеюсь, Вам понравилась статья. Благодарю за Ваше внимание.
Поделитесь, пожалуйста, новым знанием с Вашими друзьями – нажмите на кнопки социальных сетей.
Спасибо!

45 способов заработать на фото

Можно ли заработать фотографией?

Способ № 27 – “Фотосъёмка танцоров”.

А остальные способы -
в книге “45 удовольствий от фотографии”.

Будьте добры! Расскажите Вашим друзьям об этой истории! Нажмите на кнопки соц.сетей!

Комментариев 6
  1. Когда снимаю на компакт (у меня Canon IXUS 970 IS), то ставлю в ручной режим и выставляю нулевую контрастность (по умолчанию на Кэнонах она стоит +1). Плюс если солнечная погода, выставляю экспопоправку -1/3 или -2/3. Таким образом удается сохранить информацию в светах. А информацию из тени потом обычно вытаскиваю в ФШ. В принципе, получается достойно.

    • Хорошую методику Вы придумали, Мария.

      Но, как Вы уже заметили, узкий динамический диапазон не позволяет создать “идеальную” фотографию.
      Фотошоп не всегда всесилен.
      Если у Вас есть штатив, проще сделать эксповилку.
      Добавить 1 дубль с экспозицией +1 и один – с -1. Относительно замера по средней интенсивности.

      А потом, из этих трёх дублей сделать один – идеальный.
      Возни, конечно же, много.
      Но, если нужна фотография большого размера – стоит попробовать.

      • С седла лошади снимать с эксповилкой по любому не получится :)
        Я сейчас все-таки склоняюсь к мысли, что если знать особенности своего фотоаппарата, можно сделать хорошую фотографию даже на довольно простой мыльнице.
        Просто большинство снимает на автомате…

        • Вы правы, Мария.

          Фотоаппарат, как инструмент, есть смысл изучить и эксплуатировать по-максимуму.
          Тогда Вы управляете процессом фотосъёмки. В противном случае, он управляет Вами.

  2. Да, так или иначе в этих случаях выручает HDR или его имитация.

Добавить комментарий