Это кто там такой резкий?

Глубина резкости – это расстояние между двумя объектами, переданное на фотографии резко. Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) – это расстояние между передней и задней границами участка фотографии, которое выглядит на фотоснимке резко.

Та часть изображения, которую фотограф намеренно сделал главной. Тот фрагмент фотоснимка, который «притянет» взгляд благодарного зрителя.
Всё понятно?

Понятно.
Тогда – с подробностями!
И так, чтобы Вы разобрались, как научиться фотографировать резко.

Так вот!
Не перевелись ещё на свете юноши.
Те, кто находятся (сейчас) в почтенном возрасте, но в мыслях своих и воспоминаниях далеко-далеко в прошлом.

«Ностальгируют» они. По временам и событиям, безвозвратно ушедшим.
Когда и небо было по-настоящему синим,

Надпись - Небо было таким синим!

и трава была во истину зелёной,

Надпись - Трава была такой зелёной!

и девки были намного красивше.

Надпись - Девки были такими красивыми!

Да и вообще.

А ещё…
Некоторые из тех некоторых, кто ещё выжил, иногда вспоминают свою золотую пору.
Когда они фотографировали тех самых девок, очень красивых. Не то, что сейчас.
А девки те, красивые, (иногда) благодарными были.
Тем самым, образованным, да грамотным фотографам.

А сейчас что? Ну, времена пошли…
Послушаешь, на каком языке говорит современная молодёжь о фотографии, уши заворачиваются.

Вот и услышал, однажды, тот самый, что в ностальгии, пару фраз, прилетевших оттуда:
«А чё эт у тя тёлка на фотке кривая?
- Дык эт я грип на фотике непральна выставил!»

А как услышал, так и позвонил мне, фотограф «в отставке».
- Привет! Совсем я, что ли, старый стал? А что такое – грип?

Надпись - ГРИП - это круто!

- Ты что, вкус грибов забыл? Или ты о гриппе, что вокруг рекламируют?

- Да, нет! Слышал, как двое, с навороченными фотоаппаратами разговаривали.
На языке каком-то странном. И не фотографическом, и не матерном.
Я хоть и матёрый волк, но так и не понял. Может, ты знаешь?

- Ну, ты даёшь!
Давно пора оторвать тебе задницу от дивана, что под телевизором, да изучить новую терминологию.
Ту, на которой общаются новые русские фотографы.

- Глубина резкости это!
Глубина резко изображаемого пространства!
А сокращённо, да на новом модном языке, принятом в среде новых модных фотографов – ГРИП!

- Да, будь он не ладен, этот язык их! Сказать по-человечески не могут!

Разобрались, в общем. С монстром от фотографии.
Специалистом (раньше) высокого уровня, форму свою (сейчас) потерявшим.

Конечно же, если говорить строго и по-научному, «глубина резкости» и «ГРИП» не одно и то же.
Тем, кому интересны глубокие теоретические знания, пусть идут в Интернет. И им там всё расскажут.

А мы с Вами на простом языке общаться будем.
И договоримся, что оба термина – глубина резкости и ГРИП – одно и то же.

Разберёмся, что это такое и как эти фотографические термины Вы сможете применить на практике.
И узнаем, как влияет оптика на качество фотографий Ваших.
А главное – прикоснёмся и познакомимся с тем, что такое глубина резкости в фотографии.

Вы не против? Тогда – полетели!
Вот вам ещё одна история из серии «Тайный язык фотографов»

Глубина резкости.

Перед тем, как сделать фотографию, Вы фокусируетесь на чём-то, то есть наводите резкость.
Другими словами, стараетесь, чтобы конкретная часть изображения получилась резкой.
И это просто.

После нажатия на кнопку спуска затвора, в фотоаппарате что-то зашуршало и резкость навело.
В итоге, резким на фотографии получится не только сам объект, но и часть видимого пространства, которая находится перед ним и позади него.

Большая глубина резкости в репортажной фотографии

Да и вообще. Почти всё получается резким. И это Вас вполне устраивает.

Большая ГРИП в архитектурной фотосъёмке

Никаких требований! Стандартная констатация факта. Обычная фотка. Лучше и не надо.
Но, иногда, Вы попадаете в необычные условия.
Где появляются некие возможности. И просыпается другое желание.

И тогда Вы стараетесь сфотографировать по-другому! Для души, в общем.
Да, так, чтобы получить фотографию наилучшего качества.
И технического, и эмоционального, и художественного.

Чтобы согревала душу Вашу эти фото история долгие годы. Да и зрители чтобы восторгались.
Однако, не всегда, на фотографии, Вы получаете то, что видели глазами до фотосъёмки.

Разная глубина резкости при макросъёмке

И, далеко не всегда, Вас устраивает именно такая резкость.
Вернее, такая глубина резкости. Или глубина резко изображаемого пространства. В общем, ГРИП.

Конечно же, фотоснимки получились.
И даже, кто-то из ваших знакомых по Интернет скажет, что они выглядят весьма удачными.
Но, что-то не то в этих двух фотках. Что-то неправильно было сделано.
Нет красоты  и гармонии, которая отличает художественную фотографию от «просто фото».

Что же делать?
Что конкретно нужно сделать, чтобы в одних и тех же условиях, по желанию, Вы смогли и фотку сделать, и фотографию художественную создать?

Малая глубина резкости.

Вот она – глубина резкости! Вернее, малая глубина резкости во всей её красе.

Первые весенние цветы. Фото

А точнее – правильная, приятная глазу глубина резкости.
Художественный приём в фотографии, который позволяет отделить главное, на фотоснимке, от второстепенного.

Каким приёмом был достигнут этот эффект? Простейшим.
Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) уменьшается, когда Вы открываете диафрагму.
До значения, например,  f/4, f/2.8, или f/1.8.

В этом режиме можно не только цветы фотографировать. Детей тоже. А, уж тем более, девушек.

Портрет ребёнка с малой ГРИП

В  итоге, Вам повстречается малая ГРИП, и главная часть сюжета получится резкой.
А глубина резкости незначительной.
И всё, что находится позади главного на Вашем фотоснимке, окажется вне зоны резкости.
Вы «размываете» всё лишнее и второстепенное в кадре, акцентируя взгляд зрителя на главном.

Кто на этой фотографии главный?
Не вопрос! А всё остальное  может служить для усиления эмоций, например. Ведь так?

Большая глубина резкости.

Глубина резкости увеличивается, когда Вы закрываете диафрагму. Например, до значения f/8, f/11, или f/16.
И тогда к Вам “приходит” большая ГРИП.
Такой режим фотосъёмки применяется, обычно, для создания пейзажей.

Весенний пейзаж с большой глубиной резкости

Фотосъёмка на «закрытой» диафрагме – прекрасный приём для фотосъёмки архитектуры.

Большая глубина резкости при фотосъёмке храма

В таком режиме работы и фотография становится более резкой, и глубина резкости на ней увеличивается.

Глубина резкости и расстояние.

При более детальном знакомстве с ГРИП Вы заметите одну интересную особенность.
Например, Вы фотографируете природу.
В наличии у Вас всего один объектив.

Вы сделали экспозамер и решили, что будете фотографировать на диафрагме f/11.
И производите фотосъёмку с маленького расстояния.
В результате Вы получите фотографию, которая имеет небольшую глубину резкости.

Веточка вербы с малой глубиной резкости

Не смотря на то, что диафрагма, в значительной степени, была закрыта.
Вы осматриваетесь и тут же, фотографируете что-то другое, находящееся от Вас на большом расстоянии.

Фотограф во время работы

Что вы видите?
И те объекты, что находятся  относительно близко, и те, что на удалении, оказались резкими.
При одном и том же значении диафрагмы

А глубина резкости на фотографии, в этом случае, оказалась значительно больше.
Вероятнее, такой, как Вы и предполагали.
Какие вы можете сделать выводы?

При фотосъёмке на одной и той же диафрагме (одним и тем же объективом):

  • чем меньше расстояние до объекта, тем меньше глубина резкости;
  • чем дальше от фотоаппарата находится объект, на который вы навели резкость, тем больше будет глубина резкости.
А что получится, когда и диафрагма фотоаппарата одинаковая, и расстояние до объекта такое же, но Вы применяете разные объективы?

Глубина резкости объективов.

Глубина резко изображаемого пространства – это одна из характеристик объектива.
Если Вы будете фотографировать при одном и том же числовом значении диафрагмы, а расстояние до объекта будет одинаковым:

  • для широкоугольных объективов глубина резкости будет больше;

Широкоугольник фирмы Canon

  • для длиннофокусных объективов ГРИП будет меньше.

Длиннофокусник фирмы Canon

Как на практике Вы сможете применить эту особенность?

Это пригодится, когда Вы находитесь в некой точке фотосъёмки и не имеете возможности переместиться.
Зато можете, меняя объективы, создать совершенно разные фотографии.

Работая длиннофокусным объективом Вы, как бы, притягиваете изображение к себе и концентрируете взгляд зрителя на главном объекте.
Получая на фотоснимке небольшой фрагмент изображения. С небольшой глубиной резкости.

А когда снимаете широкоугольным объективом, видимое пространство расширяется.
Визуально, конечно.
И, вместе с этим, на фотографии увеличивается глубина резко изображаемого пространства.

А когда на Вашем фотоаппарате установлен ZOOM объектив?

ЗУМ объектив

Ещё лучше!
За минимальное время, при одной и той же диафрагме, путём изменения фокусного расстояния, Вы сможете сделать несколько совершенно разных снимков.

А знаете ли Вы, как влияет на глубину резкости объектив, который называют монокль?
Если нет, приходите почитать статью Чувства из 1903 года”.

Кстати!
Тренажёр начинающего фотографа поможет Вам быстро понять, что такое ZOOM и как его можно эффективно применить в фотографии.

Глубина резкости и матрица.

Не печальтесь, если матрица вашего фотоаппарата кропнутая.
Оказывается, чем более «кропнутой» является матрица Вашего фотоаппарата, тем большую глубину резкости Вы сможете получить на фотографиях.
И эта особенность весьма пригодится в пейзажной, архитектурной и репортажной фотографии.

Надпись - Чем больше матрица, тем круче фотограф!

В общем, делать ничего не надо.
Давите себе кнопку (даже мыльницы), и кроп-фактор поможет Вам. Фотографии будут резкими.

А вот фотопортреты в классическом стиле, Вам вряд ли создать получится.
Здесь, как минимум, нужен зеркальный фотоаппарат. И неплохой портретный объектив.

ГРИП – это просто! Так ли это?

Мы не будем говорить о том, как на глубину резкости влияет кружок рассеяния объектива и о некоторых конструктивных особенностях объективов, влияющих на ГРИП.
Снова будем проще. Разберёмся, от чего зависит глубина резкости.

И определим главные факторы, влияющие на глубину резкости в фотографии:

  • чем больше вы закроете диафрагму, тем глубина резкости получится больше.
  • чем больше расстояние до объекта фотосъёмки, те больше ГРИП.
  • чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше станет глубина резко изображаемого пространства.
Ну, что? Всё просто и понятно? И это вы там такой резкий? Очень хорошо!
А теперь – шагом марш на фотосъёмку.
И сфотографируйте различные объекты и сюжеты  с нужной Вам глубиной резкости.

Грамотно и первого дубля.
Да так, чтобы восхитились все вокруг Вашей гениальностью, да сверхспособностью!

А ни фига не получится!

Надпись - Ни фига не получиться!

Но, почему?

Практика и ещё раз практика. Основанная, конечно, на знаниях терминов в фотографии.
И модных ныне, и классических, и даже заморских.

А потом снова теория и снова практика.
И, конечно, общение с теми фотографами, которые не на словах, а на практике умеют.
Не просто фоткать, а создавать фотографии.

Вам предстоит пройти нелёгкий, но увлекательный путь к тому, чтобы овладеть такими способностями.
Чтобы разобраться с тем, какая фотография является правильной. Для Вас лично.

Вам нужно узнать это теоретически. И научиться этому на практике.
Чтобы, потом, чуть позже, пришли ощущения.
Те самые, которые позволят Вам, вскоре, начать
чувствовать это.

Что это?
Технические возможности вашего фотоаппарата.
Световые условия.
Оптический рисунок Вашей оптики и то, как он меняется в зависимости от величины диафрагмы и расстояния до объекта и фона.

Приёмы, которые улучшают качество будущей фотографии.

На фотографии что-то должно быть резким. И совсем не обязательно – всё.
Грамотный фотограф сам определяет, какой должна быть ГРИП. Так что, акцентируйте своё внимание на чём-то существенном и важном в сюжете. И в этом Вам поможет глубина резкости.

Глубина резкости – это фотографический термин, приём в фотографии и инструмент фотографа.

Автор: Виталий Гребенников, сайт “Русская фотография”
Май 2012

Спасибо, что прочитали эту историю. Надеюсь, она понравилась Вам.

45 способов заработать на фото

Как заработать на фото в Интернете?

Способ № 24 – “Участие в фотоконкурсах”

А остальные способы -
в книге “45 удовольствий от фотографии”.

Будьте добры! Расскажите Вашим друзьям об этой истории! Нажмите на кнопки соц.сетей!

Комментариев 16
  1. Очень подробно и доходчиво. Особенно про девок. А сейчас, бывает, увидишь какую-нибудь на улице, поснимаешь её по-разному, пришлёшь ей снимки – а в ответ даже “спасибо” не получишь. С массовым распространением устройств для получения изображений ценность фотографии падает – кажется, что это всем доступно…

    • Спасибо, Алексей.

      Конечно, количество выпускаемых фотоаппаратов растёт с каждым днём.
      Фототехника становится всё более качественной и доступной.
      Но, каким бы совершенным ни был фотоаппарат, он всего лишь инструмент.

      А к инструменту, как известно, нужно приложить ещё кое-что.
      Чтобы получить, в результате фотосъёмки, ту самую красивую фотографию.

  2. Виталий, спасибо за статью. Сколько читала про ГРИП, но вы разжевали все в подробных деталях. Мне нравится ваш подход и как вы пишите статьи в сопровождении фотографиями. Я себе этот урок распечатала, надеюсь вы не против, завела себе толстую папку и интересные уроки вставляю в файлы.Да с Алексеем я согласна, у нас народ какой то пошел, за бесплатно забывают даже сказать волшебное слово СПАСИБО.Виталий я желаю вашему сайту, чтоб заходило на него как можно больше людей.Ведь действительно вы пишете правильные и интересные вещи.Спасибо вам большое за ваши уроки, ваша постоянная читательница.

    • Спасибо, Людмила.

      Мне тоже и когда-то казалось, что глубина резкости – это не сложный приём в фотографии.
      Понимание пришло с опытом.
      А то, что вы распечатываете уроки, ЗДОРОВО!

  3. Прикольное начало и в общем стиль изложения. Спасибо за нужное дело.
    С ГРИПом знаком давно, люблю портреты, чтобы кончик носа и уши из ГРИПа выпадали. Но при этом есть риск , что и всего один глаз окажется в ГРИПе. Наверное я его иногда криво настраиваю… ;)

    • Спасибо, Владимир.

      Да, ГРИП – дело тонкое.
      И, как ни старайся, во время фотосъёмки сложно “угадать” нужную глубину резкости.
      Особенно в портрете.

      Хорошо, когда в руках цифровая камера. И ёмкая флэш-карта.

  4. Очень понравилась, статья, спасибо!А фотографировать я только учусь

  5. Ваш урок, Виталий, оказался самым доходчивым.
    Я сейчас усиленно учусь на своей новенькой зеркалке.
    Массу уроков перелопатила, но всё никак не могу перейти на ручной режим.
    Ну, не получается и всё тут!
    Надеюсь, с Вашей помощью продвинуться дальше!

    • Спасибо, Ирина.

      Работа в ручном режиме фотосъёмки – наилучший способ сделать фотоснимок технически правильным.
      А вслед за техническим мастерством приходят знания, как создавать художественные фотографии.
      Так что, есть смысл учиться. Чтобы побеждать.

  6. Спасибо за урок! Все доходчиво и понятно. Надеюсь с Вашей помощью как можно быстрее перейти на “ручной режим”. Удачи Вам!

    • А других вариантов нет, Светлана.
      Или Вы творите так, как хочется Вам, или кто-то вытворяет с Вами.
      И не всегда то, что хочется Вам.
      Так что, бразды управления – в свои руки!

  7. Здравствуйте Виталий. Огромное вам спасибо за ваш труд и возможность научиться видеть мир через видоискатель. Подскажите пожалуйста какое оптимальное должно быть f при съемках массовых гуляний людей с небольшим освещением на аппарате Nikon D-3000 без доп. освещения со встроенной фотовспышкой? Нужно ли что бы ISO было выставлено в автоматическом режиме? Ну в общем подскажите оптимальные настройки для того что бы фотографии были презентабельны ну к примеру на свадьбе. Заранее спасибо.

    • Спасибо и Вам, Владислав.

      Чтобы точно и детально ответить на Ваши вопросы, нужно много времени.
      Слишком вопросы “широкие” и есть несколько вариантов ответа.
      Сейчас могу дать краткие подсказки.

      Чтобы показать массовость события, нужен широкоугольный объектив.
      Чтобы сделать акцентированные снимки и что-то подчеркнуть, нужен длиннофокусник.
      Имея 2 объектива или ЗУМ, Вы можете показать и то, и другое.

      Если будете использовать фотовспышку не корректно, первый план будет освещён, а последующие “провалены”.
      Снимки окажутся не естественными.
      Чтобы избежать этого, нужно выключить вспышку и увеличить светочувствительность.
      В ручном режиме, конечно же, не доверяя “автомату”.

      Какими должны быть настройки при фотосъёмке свадьбы?
      Чтобы фотографии были классными?

      У меня есть ответы на этот вопрос. Подтверждённые практикой и результатами.
      Но, чтобы изложить их, нужно много десятков часов. Это – честно!

  8. Спасибо Виталий!

    • Пожалуйста!
      А теперь – практика, практика и практика.
      И тогда, Наталья, начнётся стремительный рост мастерства.
      Потому, что знания правильные, плюс практика всегда приносят наилучшие результаты.

Добавить комментарий