Экспозамер — что это? Экспозамер — это хитрость, зная которую Вы улучшите качество Ваших фотографий! Далеко не каждый фотограф сможет ответить на эти вопросы. А знаете ли Вы, какую роль играет правильный экспозамер в создании красивых фотографий? Если нет, сейчас узнаете, как научиться фотографировать классно.

Как часто Вы сталкивались с такой историей?
Перед Вами прекрасный сюжет, достойный фотосъёмки. Вы достаёте фотоаппарат, всматриваетесь в окошко видоискателя, нажимаете кнопку затвора и получаете…
Да, фотографию. Но, далеко не всегда красивую или уникальную.

Что такое экспозамер

Поговорим об одной из причин неудач. О неправильном экспозамере.

Вот что удивительно.
Примерно один из ста фотографов, называющих себя продвинутыми или профессионалами, пользуется при фотосъёмке простым устройством, которое называется серая карта.

Наверняка, Вы часто фотографируете в автоматическом или в каком-нибудь творческом режиме работы фотоаппарата.
Не особо задумываясь, что происходит в фотоаппарате и почему, в результате, создаётся изображение.
И это — нормально.

Производители современных фотоаппаратов позаботились о том, чтобы у Вас было меньше забот.
И чтобы фотоснимки получались наилучшими.
Для того и созданы автоматические режимы фотосъёмки, которые работают, чаще всего, корректно.

Но, бывают случаи, когда автоматика ошибается, экспозамер делает неправильно, и вместо хорошей фотографии Вы получаете нечто страшненькое.
Далеко не то, что Вам хотелось бы увидеть.

Неправильный экспозамер - некрасивая фотография

И если такое происходит, добро пожаловатьПоговорим о том, как это можно улучшить.

Обычных фотографов, мало понимающих в том, как создавать красивые фотографии, можно сравнить со столярами. Теми людьми, которые создают для нас обычную мебель.
А тех столяров, которые разбираются в тонкостях своей профессии, принято называть краснодеревщиками.
Их квалификация значительнее выше.

Так и с фотоснимками.
Живут на свете обычные фотографы и творят на свете фотохудожники.
Специалисты. Мастера своего дела.

Что такое экспозамер

Люди, которые разбираются в тонкостях создания фотографий. Те люди, которые и знают, и умеют создавать классные фотографии.

Ручной режим фотоаппарата

В глубинах корпуса фотоаппарата находится некое «умное» создание. Робот ли, микропроцессор, не важно. Творение рук человеческих.

Как работает экспонометр?
Он измеряет количество света, отражённого от объекта, который фотографируете Вы. Микропроцессор фотоаппарата проводит вычисления и выдаёт «решение», сколько света нужно подать на матрицу.

Если это — «обычный» сюжет, когда объекты освещены «мягким» светом, фотоснимки получаются удачными.
К «обычным» сюжетам можно отнести портреты, пейзажные фотографии, городские пейзажи, объекты архитектуры.

А если Вы снимаете ярко освещённый снег, закат или растения в контражуре?

Неудачная фотография, сделанная на "автомате"

Автоматика, частенько, ошибается в экспозамере и выдаёт Вам совсем не то, что хотелось бы.
Не позволяет получить на снимке изящество и совершенство в том виде, в котором Вы всё это видели.

Что делать Вам в таких, сложных для автоматики случаях?
Переходите в ручной режим работы фотосъёмки.
Фотографируйте в ручном режиме. Сами определяйте параметры фотосъёмки и создавайте снимки с качеством, более высоким, чем это делает автоматика.

Всё очень просто.
На матрицу Вашей «цифры» нужно подать строго определённое количество света.
И для этого Вам пригодится серая карта.

Серая карта

Говоря по-научному, серая карта — эталон средне-серого тона. Её отражающая способность, 18%, находится строго посередине между белым и чёрным.

Серая карта — это кусочек плотного картона средне-серого цвета. Или более сложное «устройство».

Два типа серой карты для профессионалов

Мы с Вами фотографируем что? Некие объекты, освещённые какими-то источниками света.
И все они отражают свет по-разному.

Снег, например, является интенсивным отражателем.
Серые здания домов отражают менее интенсивно.
А что скажете о чёрной кошке или тёмном лесе?

Как работает автоматика?

Внутри фотоаппарата находится экспонометр. Прибор для определения количества отражённого света.
Экспонометр калиброван на значение 18%. Среднее значение серого цвета.

Что это значит?
Это значит, что если сюжет, который Вы фотографируете, отражает 18% света, которым он освещён, то это – правильно. Для автоматики фотоаппарата, конечно же.

Другими словами — это правильный сюжет, который должным образом освещён и который отражает нужное количество света. То, что нужно автоматике фотоаппарата.

Что в итоге?
Если Вы фотографируете «средне-серый», то есть, «правильный» объект, то и на выходе получите фотографию правильную.
А если объект оказался слишком тёмным или светлым, автоматика, иногда, ошибается и фотография получается слишком тёмной

Что такое экспозамер

или слишком светлой.

Что такое экспозамер

Но, ведь Вам нужна хорошая фотография!

Что такое экспозамер

Безусловно, ошибки, допущенные во время фотосъёмки, можно исправить в Photoshop или другом графическом редакторе. Но и это не всегда получается корректно.

Лучше сразу сфотографировать правильно. Тем более, если Вы находитесь где-то на удалении, например, в горном путешествии. Когда нет возможности оперативно проконтролировать качество фотоснимков и что-то исправить.

Как фотографировать правильно?

Лучшая теория — это практика. Поэтому, берите в свои руки фотоаппарат. И приступим.

  • Переключите режим работы фотоаппарата на ручной (М).
Ваша задача в том, чтобы лично сделать экспозамер и «указать» фотоаппарату, сколько света, отражённого от объекта фотосъёмки, нужно подать на матрицу.

  • Установите светочувствительность (ISO) фотоаппарата, например, 100 единиц.
  • Установите значение выдержки 1/125 сек.
Это — временное значение, которое мы будем корректировать.
  • Установите значение диафрагмы объектива.
Для фотопортрета, например, f/2.8, f/3.5, f/4.5 или f/5.6. Чтобы изображение человека получилось резким, а фон, как это принято в портретной фотографии, — менее резким.

Для пейзажа или фотосъёмки архитектуры, например, установите диафрагму f/8, f/11 или f/16. Это необходимо для того, чтобы большая часть будущего изображения получилась резкой.

  • Поместите серую карту перед объектом фотосъёмки или держите её в вытянутой руке.
Важно, чтобы серая карта была освещена в той же степени, что и объект будущего фотоснимка.
  • Посмотрите в видоискатель фотоаппарата. Необходимо, чтобы серая карта занимала наибольшую часть видимого пространства кадра.
  • Плавно и наполовину нажмите на кнопку спуска затвора фотоаппарата. 
В этот момент и на некоторое время  включается встроенная система экспозамера. В видоискателе фотоаппарата появляется указатель величины экспозиции.

Экспозиция

Метка указателя величины экспозиции покажет некое значение выдержки, которое (скорее всего) отличается от правильного (нормы).

  • Вращайте диск регулировки выдержки и переместите метку указателя в положение «норма».
Посмотрите на значение выдержки.

Экспозиция в фотографии

Именно при этом значении нужно фотографировать, чтобы подать на матрицу цифрового фотоаппарата необходимое (правильное) количество света.

  • Уберите серую карту и фотографируйте в этом режиме!

Раскрываем тайну

Здесь нет никакой тайны.
Сквозь диафрагму объектива, которая открыта на установленную Вами величину, проникает свет определённой интенсивности.

Вы же измеряете не интенсивность света, которую отражает снимаемый объект, а ту интенсивность, которую отражает серая карта. Вы «фотографируете» эталон, который отражает именно 18% света.

Что теперь?

Экспонометр фотоаппарата показывает, какую именно выдержку нужно установить, чтобы получить правильно экспонированный фотоснимок.
То есть, на какой выдержке нужно снимать, чтобы на матрицу фотоаппарата попало нужное количество света.

Вот и всё!

Значение диафрагмы и светочувствительность Вы установили самостоятельно.

Выдержку, на которой нужно фотографировать, вам подсказал фотоэкспонометр.
И Вы тоже установили её самостоятельно. К примеру:

Что такое экспозамер

Теперь матрица фотоаппарата получит необходимое количество света.
То количество, которое нужно ей для получения правильной фотографии.
Количество, которое Вы считаете правильным.

Идеальные технические условия соблюдены! В том числе и для того, чтобы напечатать фотоснимок большого размера.

Другими словами.
Диафрагма, которую Вы установили, и выдержка, которую Вы измерили, — это оптимальная экспозиция (экспопара), которая нужна для получения технически правильного фотоснимка.

И, ещё раз.
Выдержкой Вы регулируете длительность времени, в течение которой свет попадает на матрицу.
А диафрагмой уменьшаете или увеличиваете отверстие, через которое попадает свет. То есть, регулируете его интенсивность воздействия на матрицу фотоаппарата.

Потренируйтесь, пожалуйста.
Закрепите на практике полезные знания. о том, как фотографировать правильно.
И Вы увидите, как всё это просто. А потом придёт время, когда Вам всё меньше и меньше захочется доверять автоматике.
И тогда Вы начнёте создавать фотографии.

Можно, конечно, всю жизнь ходить пешком.
А можно преодолеть трудности и научиться ездить. На велосипеде, например. Или на автомобиле.
Эффективность решения некоторых задач, при этом, повысится. Не правда, ли?
Так и при фотосъёмке зеркалкой.

Серая карта Kodak

Перейдите в ручной режим фотосъёмки и максимально откройте диафрагму.

Через видоискатель фотоаппарата посмотрите на серую карту и, наполовину нажав на кнопку затвора, посмотрите на значение выдержки. Запомните эту величину.

А теперь измените угол наклона серой карты по отношению к объективу. Совсем немного. Влево или вправо. Вверх или вниз.
И обратите внимание на то, что значение выдержки меняется.

Это я к тому, что когда Вы делаете экспозамер, будьте внимательны.
И к тому, также, что на эту тонкость, во время проведения экспозамера, многие фотографы не обращают внимания. За что и оказываются наказанными.

Чтобы не допустить ошибки в экспозамере, располагайте серую карту должным образом и как можно ближе к объекту. А во время фотосъёмки на пленэре внимательно следите, как изменяются условия освещения главного объекта. Девушки, например.

Серая карта

Вот какие рекомендации даёт фирма Kodak по применению серой карты.

Замер экспозиции

Как сделать правильный экспозамер, фотографируя лесную ягоду?

Голубика, сфотографированная профессионально

Давайте ещё раз потренируемся в определении правильной экспозиции.

Итак:

  • Перейдите на ручное управление фотоаппаратом (М).
  • Установите светочувствительность (ISO) фотоаппарата 100 единиц.
Чем меньше светочувствительность, тем меньше будет «шуметь» матрица. Тем меньше будет «зернистость» фотоснимка.
  • Выберите формат изображения RAW.
Это позволит Вам получить файл изображения, имеющий наилучшее качество. Файл, который будет содержать в себе 100% изображения, которое попадёт на матрицу.
  • Установите величину диафрагмы f/11.
Для увеличения глубины резкости будущего фотошедевра, но не закрывайте диафрагму максимально.
Потому, что при максимально закрытой диафрагме, обычно, ухудшаются оптические характеристики объектива. И, конечно же, качество будущей фотографии.
Потому, также, что глубина резкости, для этого сюжета, может оказаться слишком большой.
  • Установите временное значение выдержки, например, 1/60 сек.
  • Возьмите серую карту в левую руку и расположите её рядом с ягодой.
Чтобы серая карта была освещена точно так же, как ягода.
  • Возьмите фотоаппарат в правую руку. Поднесите его к серой карте и посмотрите в видоискатель.
Так, чтобы серая карта заполнила наибольшую часть видимого пространства кадра.
  • Плавно нажмите на кнопку спуска, не доводя затвор до срабатывания.
В этот момент запускается система экспозамера, которая определяет количество отражённого света.
  • Посмотрите на указатель величины экспозиции.
Если метка указателя находится в положении «норма», фотографируйте. Именно эта выдержка — правильная для данного сюжета. Она позволит Вам создать красивую фотографию.
Если метка указателя находится левее или правее «нормы», вращением диска регулировки выдержки «приведите» метку в положение «норма».
  • Теперь желательно применить штатив.
Установите фотоаппарат на штатив и сфотографируйте ягоду.

Штатив

Фотоштатив пригодится Вам для создания резкой фотографии.

Штатив

Существует ещё одна характеристика, регулировка которой не только улучшит качество фотографий, но и облегчит последующую обработку файлов в Фотошоп.
Это — баланс белого, о котором Вы можете прочитать в статье «Как установить баланс белого?» 

Кстати.
Для того чтобы научиться красиво фотографировать ягоды, совсем не обязательно ждать осени и выезжать на природу. Тренироваться в экспозамере и фотосъёмке Вы можете дома или в гостях.

Вот наглядный пример.

Грамотный экспозамер при фотосъёмке

Обручальные кольца. Солнечный свет, рассеянный шторами. Идеальная экспозиция.

Экспериментируйте с различными предметами. Так Вы приобщитесь к предметной фотографии и макросъёмке. Этот опыт, скорее всего, пригодится Вам в будущем.

Рассеянное освещение

Если пейзаж освещён рассеянным светом, здесь всё просто. Установите значение диафрагмы, например, f/8 или f/11. Сделайте экспозамер по серой карте и фотографируйте.

Правильный экспозамер в пейзаже

Все объекты такого сюжета на фотоснимке окажутся хорошо проработанными.

Экспозамер

А что делать во время пейзажной фотосъёмки, если освещение контровое?

Контражур

Когда Вы фотографируете, и солнце светит в объектив — это контражур.
Фотосъёмка в контражуре (контровом свете) — это съёмка, когда основной источник света находится позади объекта фотосъёмки.

Будьте внимательны, когда снимаете пейзаж в контражуре.
Экспозамер сделайте таким образом, чтобы на фотоснимке точно передать ту часть пейзажа, которую Вы считаете главной.

До экспозамера внимательно изучите сюжет Вашего будущего фото шедевра. И определите, что в этом пейзаже главное.
Или, как говорят профессионалы, определите сюжетно важную часть будущего фотоснимка.

Решите для себя, главными будут фрагменты пейзажа, которые освещены ярким солнцем?
Или те, что освещены рассеянным светом? А может быть та часть, что находится в тени?

Как пользоваться серой картой в этом случае?

Экспозамер в контровом свете на природе

На этой фотографии я сделал экспозамер в той части пейзажа, которая освещена рассеянным светом. Именно эти фрагменты пейзажа получились чётко «прорисованными».
Зато «провалились» детали изображения, которые находятся в тени. А те, что освещены ярко, стали менее насыщенными.

А вот ещё один пример фотосъёмки в условиях жёсткого освещения.

Правильный экспозамер - удачный фоторепортаж

В этом случае мне пришлось не только сделать правильный экспозамер, не только выбрать нужный момент, чтобы передать движение рыболова. Но и «спрятаться» от яркого солнца, которое нещадно светило в объектив, создавая блики.
Это — тот самый случай, когда при фотосъёмке автоматика любительского фотоаппарата оказывается безсильной.

Как Вы думаете, в какой части сюжета я размещал серую карту для экспозамера?

Конечно же, в той, которая для меня являлась главной для этого сюжета.
Мне хотелось передать игру света и тени, которая причудливо подчёркивает фактуру весеннего льда.
Мне нужно было показать глубину пространства и смысловой центр фотоснимка.
Чтобы фотография стала объёмной и динамичной.

Даже в ущерб лицу рыболова, которое оказалось темнее, чем хотелось бы.
Как Вы думаете? Понравилась эта фотография рыболову?

Экспозиция по серой карте

Если Вы уже поняли, как использовать серую карту при макросъёмке…
Помните, мы тренировались на ягоде (то есть, на обручальных кольцах)?

Значит, при создании портретов будет намного проще.
Поднесите серую карту к лицу фотомодели и сделайте экспозамер. Всё!

Грамотный экспозамер в портретной фотографии

Зачем нужна серая карта?

Как сделать экспозамер по руке?
А зачем его делать? Отражательная способность кожи для каждого человека своя.
Когда Вы будете производить замер по собственной ладони или по лицу фотомодели, то, скорее всего, сделаете ошибку.

Фотопортрет

Это, конечно же, ухудшит качество Вашей фотографии. Особенно это заметно в портретной фотосъёмке.

Какой экспозамер лучше?
Некоторые фотографы делают экспозамер по листве деревьев, кирпичам, бетону или асфальту.
И, неизменно, ошибаются.

Серая карта фотографа — это 50% серого!

Ну, зачем рисковать?
Используйте серую карту, и прекрасные фотографии Вам обеспечены.

Где купить серую карту?

Скорее всего, её можно приобрести в ближайшем фотомагазине.
Если нет, в Интернет Вы найдёте множество предложений.

Существует мнение, что серая карта нужна только профессиональным фотографам.
Для того, чтобы сделать точный экспозамер и, в результате, получить прекрасную фотографию.

А Вы что, ещё не стали профессионалом? И Вам ещё не надоели скучные и невзрачные фотки?

Или пробил час, когда Вы решили значительно улучшить качество фотографий Ваших?
Чтобы в результате получать значительно больше положительных эмоций.
И во время фотосессии, и во время просмотра готовых фотографий.

Надеюсь, Вы уже готовы к тому, чтобы услышать восторженные отзывы тех, кого Вы фотографировали.
И к тому, чтоб зрители делились с Вами своими позитивными эмоциями и радостью. А радости много не бывает. Не правда, ли?

Самодельная серая карта

Некоторые фотографы считают, что нужно пользоваться только фирменными серыми картами.  Безусловно, это правильное мнение.
Для тех профессионалов, которым очень важно выдержать нейтральный цветовой оттенок и точную цифру 18%.
Для тех, кто готов уплатить за фирменные изделия от нескольких сотен до несколько тысяч рублей.

А как быть фотолюбителям?

Есть вариант, как сделать серую карту самостоятельно.
Кстати, я давно пользуюсь самодельными серыми картами. Почему?

Много лет тому назад было сложно купить фирменные серые карты.
И я нашёл простое решение, которым пользуюсь до сих пор.

Пришёл в одну из фотостудий и, по фирменной серой карте Kodak, подобрал лист серого ватмана, имеющий светоотражающую способность 18%. Этот ватман используют в багетных мастерских для изготовления паспарту к фотоснимкам и картинам.

Купил этот большой лист и обеспечил себя серыми картами на несколько лет.

После нескольких экспериментов пришёл к тому, что оптимальный размер серой карты должен быть 10х15 см.
Итак. Вырезаю 2 фрагмента. Обратными сторонами склеиваю их, и выдерживают под прессом несколько часов. Такая серая карта становится жёсткой и износоустойчивой.

После этого закругляю углы ножницами и промазываю торец клеем.
Методика простая и проверенная на практике. Пользуйтесь!

Как правильно выбрать лист ватмана, если нет эталонной серой карты Кодак?
Запустите Фотошоп. Распечатайте на цветном принтере лист формата А4 с заливкой 50% серого.

Вот Вам и эталон средне-серый.
Тот самый и любимый автоматикой цифрового фотоаппарата.

Экспозамер — по серой карте!

Некоторые производители фототехники уже позаботились о нас.
Внутренняя поверхность и перегородки кофров (сумок для фотооборудования), зачастую, могут заменить серую карту.
Так что, когда свадебная фотосессия в полном разгаре, а Вы потеряли вою любимую серую карту, шанс имеется.

Представляете?

Экспозамер

Фотограф выдирает что-то из своего кофра и трясёт этой тряпицей перед лицом изумлённых молодожёнов, рассказывая им, что такое серая карта и о том, какие виды экспозамера он знает.

Правильный экспозамер

Во время фотосъёмки Вы, конечно же, можете обойтись без серой карты.
Но, как часто у Вас будут получаться отличные фотографии?

Что такое экспозамер

Надеюсь, Вы уже получили ответ на вопрос: «Экспозамер — что такое?». И разобрались, для чего нужна серая карта. Правильный экспозамер — это гарантированное качество фотографий. Ещё один фактор, благодаря которому Вы сможете стать известным фотографом.

Автор: Виталий Гребенников, сайт «Русская фотография»

комментариев 65
  1. Мне кажется, что работа с серой картой все-таки для спокойной съемки, когда есть штатив, время. А когда в динамике, в движении, то, как мне кажется, проще работать с гистограммой и в случае необходимости ввести поправку экспозиции.

  2. Абсолютно правильно, Мария.

    Важно понять, что такое серая карта и для чего она нужна.
    А после этого фотографировать так, чтобы было комфортно.
    Ведь у каждого фотографа свой стиль, привычки и наработки.

  3. Очень толковая статья! Всё доходчиво объяснено и хорошие иллюстрации. Следующая глава, наверно, будет про гистограмму? Успехов, Виталий!

  4. Спасибо, Алексей.

    О гистограмме статья, конечно же, будет.
    Но, немного позже.

  5. Спасибо, Олег.

    Конечно же, есть смысл научиться пользоваться серой картой.
    Фотографии станут более качественными.
    С «технической» точки зрения.
    Это позволит Вам сэкономить время на обработке файлов.

  6. Много слышал о серой карте, но ни когда не пользовался — все на глазок, а потом правил в фотошопе. Но эта статья побудила меня попробовать применить серую карту. Кто знает, а вдруг понравится.

  7. красивый сайт!! надо заполнять контентом))

    чё то вспомнилось как я в юные годы тренировался запровлять с закрытыми глазами плёнку в банку для проявки))

    а сейчас никакого напряга только щёлкай…

  8. Спасибо, SKV!
    Стараюсь приносить пользу читателям.

    Да, времена больших трудностей в создании фотографий прошли.
    И сейчас простые фотки делать просто.
    Но, иногда, хочется сделать что-то красивое.
    А чтобы получилось, нужны знания. И опыт, конечно же.

  9. Спасибо за полезные советы. Запомнил.

  10. Интересный урок!Буду приходить к вам учиться,только приобрела фотоаппарат и хотела бы научиться делать качественные снимки!

  11. Очень интересная и самое главное познавательная статья.Легко и доступно написано, но моим фотоаппаратом такой красоты не сделаешь.

  12. Спасибо за ценную информацию. Всегда испытывала трудности с хорошими кадрами.

  13. Спасибо и Вам, Андрей.

  14. Спасибо, Юлия.

    Знания всегда нужны.
    Именно они приводят к хорошим результатам.

  15. Спасибо, Ирина.

    Когда-то и я начинал снимать простейшей фототехникой.
    Возможно и у Вас появится интерес к художественной фотографии.
    А тогда и фотоаппарат появится.

  16. Спасибо, Мария.

    На самом деле, всё не так сложно.
    Немного теории, немного практики и начнёт получаться!

  17. Благодарю за интересную статью!!! Буду пробовать применять на практике и изучать ручной режим, а не просто бездумно фоткать по-привычке.
    Конечно, Я дилетант, но все равно хочется, чтоб красивое фото получалось!!!

  18. Спасибо, Иванна.

    Одно из самых правильных решений в фотографии — взять процесс создания снимка в свои руки.
    И тогда Вы будет управляете процессом, а не он Вами.

  19. Виталий, Вы очень интересно и доходчиво рассказываете. Сразу чувствуется профессионализм. Посоветую Ваш сайт своей дочери. Выпросила купить ей дорогой фотоаппарат. Очень хочет научиться делать красивые фото. Спасибо Вам и УДАЧИ!

  20. Очень подробно, ясно и интересно было даже мне, полнейшему любителю и нагревателю воды.

    Поэкспериментирую обязательно.

  21. Спасибо, Ольга.

    Поддерживайте, конечно же, желание дочери стремиться к прекрасному.
    Дорогой фотоаппарат — это хороший инструмент.
    Но, важно научиться пользоваться им эффективно.

  22. Спасибо, Алексей.

    Приятно, что Вам, начинающему фотографу, статья про серую карту понравилась.

    Я так и планировал.
    Рассказать просто, доходчиво и на конкретных примерах, как создавать фотографии более высокого качества.

  23. Я очень люблю фотографировать.Видио не люблю.Но я не профи,я любитель.Щелкаю как и многие.Но порой,получаются классные снимки.Спасибо,что пригласили на сайт.Успехов Вам и удачи.

  24. Это здорово, Татьяна, что у вас снимки начинают получаться классными.

    А чтобы их стало больше, постарайтесь к способностям, которыми Вы обладаете, добавить новые знания.
    И, конечно же, практикуйтесь.

    Удачи Вам и спасибо за отзыв.

  25. Спасибо,Виталий! Доходчиво и полезно.Хотелось бы ещё о съемке со вспышкой.

  26. Спасибо, Владимир.

    Фотосъёмка со вспышкой — тема увлекательная и широкая.
    Поговорим, конечно же, и о ней.
    Всему своё время.

  27. Виталий, спасибо за такую интересную статью.Я знала про серую карту, видела у фотографов-коллег, но сама не пользовалась. Ваш рассказ меня впечатлил.Собираюсь во Владивосток на 9 мая, хочу парад поснимать, обязательно зайду и куплю себе серую карту.Потом поделюсь своими впечатлениями. Спасибо, каждый раз влюбляюсь в ваш сайт, накожу для себя что-то новенькое.Вы молодец.А фотографии у вас просто супер.Я у себя разместила фото галерею, заходите.

  28. Спасибо, Людмила.

    Что говорит опыт?
    Достаточно понять какой-нибудь профессиональный принцип или приём и начать применять его на практике.

    Через некоторое время навык закрепится в Вашем сознании и Вы будете делать «это» автоматически.
    Этот навык устранит ошибки, повысит качество Вашей работы и сэкономит время!!!
    Вот как всё просто!

    В то же время, Вы, незаметно для себя, окажетесь на новом уровне своего профессионального развития.
    И придёт новая техника. Которую тоже нужно будет «закрепить» в себе.
    Так нарабатывается мастерство.

    Интересно будет посмотреть Ваш фоторепортаж.
    Постарайтесь фотографировать акцентировано и крупным планом.
    Общие планы и констатация фактов зрителю не интересна.
    Людям интересны эмоции и жизнь других людей.

  29. Виталий, спасибо за добрые советы. Купила себе серую карту, глаза разбегались, какую приобрести, выбор конечно большой, приобрела еще отражатель.Парад прошел на УРА! В ближайшее время размещу в фотогалерее снимки парада.Я тут заново статью про серую карту прочитала, сегодня попробую фотографии с помощью серой карты сделать, потом поделюсь впечатлениями.Спасибо Виталий за все и УДАЧИ!!!

  30. Виталий здравствуйте!Спасибо за статью!Скажите пожалуйста,Как фокусировать на мишень?Я имею в виду,например если объект находится далеко,а зум не позволяет достать? как выделить мишень на широком угле? И ещё, я так понимаю что карточка будет эффективна только на хорошем свете? Спасибо

  31. огромное спасибоВам за вашу статью…

  32. Спасибо и Вам, Ирина.

  33. Хорошая статья ! но есть одна ошибка которую рекомендует автор, скорее всего попросту не имея информации по этому поводу ! А именно, нельзя распечатывать серую карту на принтере !!! по разным причинам качество бумаги, впитываемость красок сами краски и самое главное принтер и это все немаловажно, но сказать я хотел не об этих составляющих, а о другом.
    Если автору известно что такое цветовой профиль, то 18 процентов черного в фотошопе подразумевает то что это цветовое пространство CMYK, т е это 18 % от черного ! потому как в цветовом пространстве RGB отдельно черного канала нет и если печатать 18 % черного в RGB то это будет смесь всех цветов и уже не 18% черного т е погрешность, в любом случае это CMYK т е 18% от черного канала! а так как все принтеры печатают в цветовом пространстве RGB то как и по какому алгоритму и каким встроенным в принтер профилем он «развалит» т е переведет присланный ему от фотошопа CMYK в свой RGB знает только он и в результате вы не получите желаемый 18% серый !!! Я у же пытался идти подобным путем на типографском откалиброванном принтере, который выводит цветопробы для печати! Поверьте мучился долго что бы получить на бумаге желаемый 18% серого и каждый лист промерял спектрофотометром ! и каждый раз было все по разному !! Потому как бумага имеет свою прозрачность впитываемость и что немаловажно белизну, положишь ее на такой же лист и показатели другие и при установке в шопе 18% от черного канала на выводе получается совершенно другой процент !! все эти листы у меня есть и поверьте все они разные !! ТАК ЧТО ПОГРЕШНОСТЬ ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ! а на улице или при смене освещения из за прозрачности бумаги погрешность увеличивается.
    Так что мой совет только покупать либо попробовать найти ватман, но общаясь с художниками которые тоже были заняты подобной проблемой не однократно слышал что ватман найти тоже сложно! попросту там нет 18 % серого тем более что это можно проверить прибором !

  34. тем более что сейчас покупка серой карты уже не составляет такого труда и можно найти ее не так ужи дорого ! 🙂
    А в общем статья очень хорошая и в ней много полезного и нужно !
    Спасибо !!!

  35. подскажите пожалуста,а если я фоткал в режиме м,со всеми настройками этого режима и белого листа,но хочу сбросить эти настройки,перейдя на другой режим.подскажите,как правильно это сделать?

  36. Большое спасибо, Руслан!

    У Вас действительно глубокие познания в этом вопросе.
    Здорово!
    Приму к сведению. И, надеюсь, эти знания пригодятся читателям сайта.

  37. Да, конечно же.
    В городах больших и «средних» серую карту купить просто.
    В захолустье — сложнее.

    Есть ещё момент.
    Начинающие фотографы, зачастую, ограничены в финансах и не очень доверяют Интернет-магазинам.
    Для них статья и написана.
    На основе собственного опыта и в помощь им.

    Спасибо, Руслан!

  38. Как здорово, что Вы, Евгений, работаете в ручном режиме фотосъёмки!

    А чтобы решить эту задачу, ВНИМАТЕЛЬНЕЕ изучите инструкцию к фотоаппарату.
    И поэкспериментируйте.
    И эту проблему Вы решите раз и навсегда!

  39. Доброго времени суток, Виталий.
    Интересные и познавательные статьи. Снимаю не первый год, но как говорится век живи — век учись, и каждый раз перечитывая новые статьи, всегда находишь для себя что-то интересное. Серой картой еще не пользовался, а посему у меня возник один вопрос.Замеряем экспозицию по серой карте, а после этого наводимся, ну скажем, на лицо модели, у которого уже другая отражающая способность, а значит на матрицу должен попасть уже не тот свет, по которому мы замерялись. ВОПРОС- не приводит ли это к недодержке или передержке снимка и почему? Спасибо.

  40. Большое спасибо,статья понравилась, несмотря на то,что изложенные сведения для меня не новость. Но вы рассказали обо всем информативно, очень просто и главное с большой любовью к фотографии и фотографам, поэтому было приятно почитать.
    Но у меня есть один конкретный вопрос. На снимке с ягодами: как получился такой размытый фон при диафрагме f/11, которая дает большую глубину резкости?

  41. Спасибо, Галина.

    Так, наверное, и надо излагать знания.
    Чтобы читатели понимали. Чтобы получали пользу.

    О диафрагме и глубине резкости.
    Без технических подробностей и заумных речей…

    Да, диафрагма 11 позволяет получить большую глубину резкости.
    В случае, когда объект фотосъёмки находится на удалении.
    Но, стоит приблизиться к объекту, как это случилось с ягодой…
    Резким становится сам объект, а фон уходит в нерезкость.

  42. Спасибо, Владимир.

    Я тоже такой-же. Всё время учусь и познаю безконечную ФотоГрафию.

    Серая карта — это эталон.
    Именно она позволит Вам подать на матрицу идеальное количество света.
    А если Вы будете делать замер по количеству света, отражённого от лица, можете ошибиться.

    Зимой, к примеру, мы, жители России, светлолицые. А летом — загоревшие.
    Так что, лучше делать замер по серой карте.
    На замер по серой карте уйдёт немного больше времени, но Вы будете знать, что с экспозицией — порядок.

  43. Я совсем новичок в фотографии и для меня «серая карта» открытие .Никогда не слышала о таком .До чего ж интересно ! Побежала читать следующую статью . Виталий спасибо ! А также всем комментирующим ! )))

  44. Ох, если бы знали Вы, Елена…
    Как много фотографов обиделось на меня после публикации этой статьи.

  45. Спасибо, всё работает и в видоискателе фотоаппарата появляется указатель величины экспозиции.

  46. Спасибо и Вам, Евгений!

  47. Спасибо за интересную и полезную статью!

  48. Спасибо и Вам, Дарья.
    Надеюсь, качество фотографий Ваших улучшилось значительно!

  49. А я не могу ответить, Дмитрий.
    Не понимаю вопросов. К сожалению…

  50. Полезная статья, жалко, что не всегда этот способ можно использовать, а с телевиками и вовсе нельзя, без штатива уж точно невозможно 🙁
    Виталий, спасибо Вам за статью!

  51. Спасибо и Вам, Екатерина.
    Допустим, объект фотосъёмки находится на ЗНАЧИТЕЛЬНОМ
    расстоянии и нет возможности сделать точный экспозамер
    при помощи серой карты.
    Что делать?
    Нужно сделать замер уровня освещённости объекта, который
    находится рядом и освещён примерно так же.
    После этого сделать контрольный снимок и откорректировать
    режим фотосъёмки, поглядывая на монитор фотоаппарата.

    О штативе.
    Да, штатив полезен при съёмке с длиннофокусниками.
    Но, почему без штатива НЕВОЗМОЖНО сделать экспозамер?
    Для замера по серой карте штатив вообще не нужен.

  52. Меня смущает всегда вес, «три кило» одной рукой держать не очень удобно что бы в другой держать карту, т.е. её куда-то надо крепить, что не всегда воpможно, к сожалению 🙁 Как вы сказали с коррекцией по ходу съёмки это удобнее и более реально, уж живность ждать не будет 😀

  53. Что делать, Екатерина…
    Судьба у нас, фотографов, такая.
    Многое терпеть приходится, ко многому приспосабливаться.
    И здорово то, что иногда получается создать классные снимки!

  54. Здравствуйте, Виталий!
    С приобретением зеркалки (Зенит в прошлом) и желанием расширить знания о фотографировании,
    случайно попал на Ваш сайт. Первое впечатление,это доступное изложение, отзывчивость в комментариях.
    Ваши знания помогут нам разобраться в некоторых вопросах.
    В частности о серой карте слышал краем уха, но в Вашей статье узнал о ее конкретном применении.
    Спасибо, что делитесь ценными познаниями!

  55. Спасибо и Вам, Александр, за понимание.
    Увлечение СветоПисью, то есть искусством создания
    изображения при помощи света, привело Вас к жажде
    познания. Это — здорово!
    Окунайтесь в «Русскую фотографию»…
    За простыми, на первый взгляд, фразами и советами
    Вы увидите глубокие знания, которые помогут Вам
    за короткий срок достигнуть больших успехов
    в ФотоГрафии.

  56. Добрый день Виталий!
    Раньше блудился в трёх соснах, но, благодаря вашим рекомендациям нахожу правильную дорогу.
    Спасибо большое!!!

  57. День добрый, Санга!

    Фотография, если увлечься серьёзно, далеко
    не три сосны, где можно заблудиться.
    Дремучая и прекрасная, многовековая и юная,
    недоступная и открытая…
    И заблудиться в ней можно, и быть счастливым,
    и постичь непостижимое, и разочароваться вовеки.
    Попробуйте. Понравится точно!

    Спасибо!

  58. спасибо за статью! столько лет интересуюсь фотографией и ее теоретической стороной, но никогда не слышал про метод серой карты! а можно ли этот метод использовать если экспонометр на камере отсутствует? если да, то как?

  59. не понимаю примеров с пейзажами… это куда же нужно тащить эту серую карту, чтобы подобрать правильную экспопару? один из первых примеров съемка с балкона, фотограф в тени здания, большая часть композиции за сотню метров в ярком солнечном боковом свете. явно широкий угол, следовательно чтобы подсунуть эту серую карту ее нужно сунуть буквально прям в объектив где света в десятки раз меньше…. итог ужасно недоэкспонированный «шедевр». бред…
    с макро и портретом понятно… реализовать можно…
    а вот со свадьбой… ну простите, а кто будет держать картоночку и кто будет нажимать полкнопочки? как минимум 2 человека? или новобрачных заставлять держать перед собой картонку???
    в общем конечно улучшить качество с помощью этого предмета можно, но это точно не для всех условий съемки и уж тем более для начинающего

  60. Спасибо, Azake, за вопрос!
    В те далёкие времена, когда встроенного экспонометра в фотоаппарате не было,
    пользовались «выносными» приборами для измерения яркости о освещённости.
    Экспонометрами «Ленинград«, например.

  61. Да, уважаемый 1!
    Серая карта нужна для улучшения совокупного качества снятых фотофайлов.
    Для фотоаппаратов, автоматика которых частенько ошибается в экспозамере.
    А понимание того, что такое серая карта и экспозамер весьма пригодится фотографу думающему
    и стремящемуся повысить свой профессиональный уровень.

  62. Спасибо, Виталий, за полезные статьи. Особенно для любителей, вроде меня. Хоть я азы фото с детсва и помню, но вот «балансом белого» и серыми картами не интересовался. А Вы излагаете не сухо, доходчиво и главное увлеченно. На профессиональном фото-форуме любитель не задерживается, а ваш сайт заинтересовал.
    Собрались «по путёвке» на красивый с белым белым песком кубинский пляж и я приобрёл Lumix DMC FZ70. Много автоматики, но изучаю ручные режимы и снимать собираюсь в RAW. Приобрел фильтры UV,CPL,ND4, бленду… Ищу в интернете советы по «пляжной» съёмке. На автомате в принципе неплохо получаются общие планы, пейзажи. Но вот южные закаты-рассветы передать на фото не так просто. Не подскажите ли какие режимы съёмки осваивать, снимая в RAW на юге. Какие фото-акцессуары самые необходимые ?
    С уважением,
    Юрий

  63. Спасибо за добрые слова, Юрий.

    Ручной режим фотосъёмки — единственный, который позволит так снять,
    как хочется фотографу. В случае, когда экспозамер будет сделан правильно.
    Да — возни на начальном этапе много, зато результаты с каждым разом
    улучшаются.
    По большому счёту — это несложно.
    Установите нужную Вам диафрагму и подбирайте выдержку, чтобы картинка
    получалась «нормальной» — и в светах, и в тенях.
    Результат, ведь, можно посмотреть сразу!
    Ведь, это не плёночная фотография.
    Посмотрели на экран, определили — много или мало света попало на матрицу
    и уменьшаете или добавляете. Выдержкой, светочувствительностью или диафрагмой.

    Бленда конечно пригодится. Установите и пусть будет на объективе всегда.
    С фильтрами экспериментируйте. Результаты могут быть впечатляющими.

    Снимайте, конечно же в RAW и старайтесь не включать различные программные
    фильтры, предусмотренные изготовителем. Все эти эффекты Вы сможете более
    корректно и осмысленно создать при обработке снимка.

    Для улучшения качества снимков пригодится штатив — пусть даже недорогой.
    Со штатива можно красиво снять воду на длительной выдержке, динамичные
    сюжеты, когда часть объектов неподвижна, а часть — несколько «размазана»
    и придаёт картинке динамичность.
    Штатив очень пригодится, когда будете снимать в режиме «длиннофокусника»,
    когда нужно «приблизить» удалённые объекты.
    Весьма пригодится он и для видеосъёмки.

    Если не получается снимать в ручном режиме, начните с приоритета диафрагмы.
    В портрете её нужно открывать больше, в пейзаже — больше закрывать.
    Устанавливайте диафрагму, которая понравится и в режиме приоритета
    диафрагмы фотоаппарат сам подберёт выдержку.
    Смотрите на результат полученный и делайте экспокоррекцию.
    Добавляйте или уменьшайте её — это способ обмануть автоматику.
    Автоматика работает так же, как до экспокоррекции, однако —
    света попадает больше или меньше на столько, на сколько указали Вы.

    Попробуйте поработать в режиме приоритета выдержки — чтобы корректно снять
    движущиеся объекты.
    Выдержка будет постоянной, а автоматика будет подбирать нужную для неё диафрагму.
    И в этом режиме можно вводить экспокоррекцию.

    Если будет возможность, постарайтесь после фотосъёмки увидеть снимки
    на большом мониторе и оценить — что получилось.
    Может оказаться, что снимки улучшает правильно выбранная
    глубина резкости. И это значит, что лучше снимать в ручном режиме
    или в режиме приоритета диафрагмы.

    Как снимать закаты и рассветы?
    — Перейдите в режим приоритета диафрагмы.
    — Включите центрально-взвешенный или мультизонный экспозамер.
    Какой лучше работает — покажет практика.
    — Установите фотоаппарат на штатив.
    — Установите среднее значение диафрагмы.
    — Сделайте первый снимок.
    — Сделайте компенсацию экспозиции -3 ступени и сделайте 2 снимок.
    — Сделайте компенсацию экспозиции +3 ступени и сделайте 3 снимок.
    Снимки получатся разными.
    Из них можно сделать один, где будут проработаны детали и в светах,
    и тенях.

    Старайтесь, чтобы очень яркое солнце не светило в объектив —
    могут возникнуть проблемы с матрицей.
    Старайтесь, чтобы на оптику не попадала вода.
    Берегите фотоаппарат от песка.

    Экспериментируйте! Удачного отдыха!
    Будет интересно посмотреть результаты.

  64. Мне понравилась статья. Спасибо Вам, Виталий, очень познавательно.
    Я совсем недавно приобрела Nikon D7200 и не могу дать ладу с ним.
    Проштудировала много литературы в интернете, у Вас написано всё подробно — сидела и конспектировала.
    Решила фотографировать только в режиме М, хотя до этого 2 года, так как я сейчас понимаю,»баловалась» с Nikon D40X, даже не вникая в этот режим Мanual.
    А этот фотоаппарат заставил меня изменить все свои мнения и представления, и я все вникаю глубже и глубже.
    Чувствую, что и до RAW доберусь со временем.
    Когда что-то не получается — хочется докопаться — почему.
    У Вас всё описано супер!
    Только всё-таки 18% или 50% серая карта нужна — я хочу купить уже точно. Раньше тоже читала, что 18.
    Спасибо, что не жалеете поделиться своими знаниями и опытом!!!

  65. Спасибо и Вам, Светлана.

    Да, можно долгое время «баловаться» фотоаппаратом, не вникая — что происходит с ним и почему в результате получаются непонятно какие снимки.
    Для Вас пришло время понять — что нужно делать для получения предсказуемого результата.
    Это здорово!

    Безусловно — автоматика современных зеркалок помогает фотографу.
    Однако, ещё лучше, когда фотограф знает как работает автоматика и управляет ей осознанно.
    Вы можете «помогать» фотоаппарату делать «правильные» фотоснимки.
    Те и такого качества, которые нужны Вам.

    Для того, чтобы знать как работает автоматика — важно знать, как снимать в ручном режиме фотосъёмки.
    В нужный момент Вы снимаете на «автомате», а когда нужно — в режиме Manual.
    Поэтому Вы на правильном пути, Светлана.

    Добирайтесь до съёмки в режиме RAW сейчас. Несложно понять — для чего он нужен
    http://zimfor.ru/jpeg-ili-raw.html

    Любая серая карта:
    — содержит 18% серого цвета;
    — отражает 50% света, который на неё падает.

    Успехов Вам!

Добавить комментарий

16 + 11 =