Чувства из 1903 года.

Что такое монокль? Вы, наверное, слышали о фотографах, которые в своей практике применяют этот однолинзовый объектив. И, конечно же, знаете, что именно такой оптикой фотографировали в начале 20 столетия! Или впервые об этом слышите?

В любом случае, Вам будет интересно познакомиться с ещё одной техникой фотосъёмки, которая становится в наше время всё более популярной.
Узнать о том, как научиться фотографировать моноклем.

Мастер учит фотографов

Учитель мой, Максимов Борис Никонович, гениален в своих проявлениях.
Показал он мне, однажды, странную конструкцию.
– Смотри, – говорит, – это тоже объектив.

Монокль и линза для него

– Простейший, в составе которого одна линза. Монокль, который я сделал своими руками.

Главная составляющая монокля - линза

– Такими объективами, – говорит, – фотографировали в начале прошлого века.
Покрутил я в руках эту железку, сделал вид, что мне интересно и быстренько сменил тему разговора.
Ерунда какая-то, подумал я тогда.
В те далёкие времена интересы в фотосъёмке и фотографии у меня были совсем другими.

Блики солнца на воде и ветка осины

– Вы бы лучше рассказали, как сфотографировать пейзажи, чтобы они стали как можно более резкими!
– Погоди, – сказал Учитель. – Посмотри ещё кое-что.
И достаёт серые, невзрачные картонки. С наклеенными на них фотоснимками.

– И что, – спросил я?
– Ну, вижу. Мало того, что фотографии не резкие. Они ещё и чёрно-белые!
Вы бы лучше рассказали, как фотографировать, чтобы картинка была  как можно более яркой и насыщенной!

– А давай я расскажу тебе, где это было сфотографировано.

Мастер долго и подробно рассказывал, как он попал в это место, как тщательно выбирал точку фотосъёмки, сколько дублей сделал, чтобы получить эти два фотоснимка. А потом, как он эти фотографии печатал, применяя различные реактивы и техники фотопечати.

Я уже давно понял, что сегодня «не светит». Рассеянно слушал, кивал головой, делая вид, что всё понимаю.
А потом мы пили чай, как всегда чудный, ароматный. Сделанный из трав, которые собирал Учитель.
Он рассказывал, как грамотно подобрать паспарту для фотографии, как правильно и на какую поверхность нужно наклеить фотоснимок, и как подобрать к нему рамку.
Чтобы, в результате, улучшить эту не резкую и невзрачную, как я тогда думал, фотографию.

Мудрость приходит с годами.
Это сейчас я понимаю.
Учитель знал, когда и какие знания необходимо дать. Последовательно и дозировано.

Вначале он давал азы фотографии и прививал чувство прекрасного.
После этого – знания о том, как работает фотоаппарат и какая нужна оптика для того или иного случая.
Потом пришло время для фотосъёмки обычной оптикой.

А однажды, пришёл день…
Когда, внезапно, пришло осознание того, в чём я никак не мог разобраться.
И настал час, когда Борис Никонович подарил мне свой любимый объектив. Тот самый монокль.

Монокль в рабочем состоянии

И пришло мгновение, когда, во время фотосъёмки, я начал чувствовать.
Возможно, то, что чувствовали русские мастера фотографии, когда создавали свои творения в далёком 1903 году.

Когда над каждым сюжетом и дублем нужно было работать с полной самоотдачей.
Чтобы душевный трепет и страстное желание создать чудную фотографию воплотились в реальность.
Чтобы снимок стал неповторимым и уникальным.

Фотография деревни, сделанная в старинном стиле

И это – мастерство, а не ремесло.
В одном случае человек фотографирует, то есть «пишет светом». В другом – просто давит кнопку фотоаппарата.

Знаете, что важно? Вам, фотографу, желательно уметь делать и то, и другое.
Иногда будет достаточно получить просто фото.
А иногда Вас будут посещать желания создать что-нибудь для себя и для души.

Фотография и монокль.

Если Вы, хотя бы немного, снимали на фотоплёнку, то помните, какую важную роль играет в этом процессе грамотно сделанный экспозамер.
И особенно, когда снимаешь на слайдовскую плёнку.

Сейчас фотографам проще.
Нажал кнопку, посмотрел результат на ж/к мониторе цифрового фотоаппарата и, если надо, внёс какие-то поправки.
Сделал много десятков или сотен дублей и доволен! Наверняка, что-то получится.
Ну, а если стараться, учиться и практиковаться, приходит опыт и осознание, как фотографировать правильно.

И однажды фотографу начинает казаться, что у него всё уже есть:

  • хорошая, а порой и прекрасная оптика с диафрагмой от 1.2;
  • дорогие и многослойно просветлённые светофильтры;
  • современный фотоаппарат с навороченной автоматикой;
  • скоростные и объёмные флэш-карты;
  • вспышки с функциями, о которых раньше не приходилось и мечтать;
  • фирменный штатив последней модели;
  • осветители и отражатели, которые помогут сделать яркие снимки.

Всё, казалось бы, есть.
Всё пришло и сложилось: знания, оснащённость, опыт, мудрость, фотографии правильные и почти безупречные…

Так в чём же проблема?
А нет художественной фотографии! Той, что не оставит зрителя равнодушным. Да и самого автора.

Так монокль передаёт воду на фотографии

И во время первого просмотра результатов фотосъёмки. И через много лет после неё!

И что теперь? Доставать старый плёночный фотоаппарат?
Искать фотоплёнку, да такую, чтобы больше зернистости?
Бегать по аптекам в поисках метола с гидрохиноном?
Искать красный фонарь и закрываться в ванной на всю ночь?

А давайте проще и современнее!
Возьмите монокль и, через переходное устройство, установите его на корпус зеркального цифрового фотоаппарата.
И экспериментируйте.

Съёмка моноклем.

Одна из особенностей монокля в том, что он эффективно пишет “в светах”.
То есть, прорабатывает наилучшим образом те части изображения, которые ярко освещены.
И те, что освещены контровым светом (контражуром).

Что из этого следует? И что Вам нужно делать?
Если Вы фотографируете на природе и погода солнечная, найдите подходящий сюжет.
Тот, что притянет внимание и увлекает Вас.

Но!

Внимательно посмотрите на объект лишь одним глазом. И, немного, прищурьте его.
Вполне возможно, несовершенный (с технической точки зрения) объектив «увидит» будущую фотографию именно так.

Так передаёт игру света на фотографии монокль

Посмотрите на снимок Ваш будущий взглядом художника!
Творца и создателя, который ещё до нажатия на кнопку определить может, что главное в сюжете, а что второстепенное.
И, зная о том, что монокль эффективен в “светах”, стройте композицию снимка на этом.

Что осталось?
Сделайте правильный экспозамер. По «светам», конечно.
Заведомо зная, что всё, что находится в тенях, «провалится» и даже окажется в глубокой тени.

Установите правильно баланс белого, чтобы потом не пришлось долго обрабатывать фотоснимок в Photoshop.
А ещё лучше - фотографируйте в RAW формате.
Вы же не фотку делаете, а шедевр создаёте!
И если
матрица Вашего фотоаппарата не кропнутая, сможете потом напечатать фотокартину размером, например, 90 х 135 см.

Не забывайте о светочувствительности. Чем меньше она, тем лучше!
Помните, что с уменьшением
ISO, придётся увеличивать выдержку, чтобы выйти на необходимую экспопару.
А это значит, штатив тоже пригодится!

И что?
Да, обычная фотосъёмка! Всё по классическим законам создания фотографии.
Нюанс заметили?
Мы говорили о создании фотографии! 

Существуют различные конструкции моноклей.
В монокле, который сделал Учитель, можно регулировать диафрагму.

Монокль с регулируемой диафрагмой

И это позволяет «размыть» изображение, во время фотосъёмки, по усмотрению фотографа.
Главной же особенностью картинки монокля является её уникальность.
Любой монокль существует в одном экземпляре.
А единственная его линза «пишет светом» по-своему. Неповторимо.

Фотография деревни, сделанная под старину. Монокль

Ещё об одной особенности фотосъёмки моноклем.

Вам нужно будет понять «характер» этого объектива.
Чтобы чувствовать, какие сюжеты можно им фотографировать.
И в каких случаях нужно снимать моноклем.

И что, скажете Вы?
Что я лично буду иметь? Что я получу, если у меня будет такой объектив?
Как минимум, Вы сможете создать свой стиль.

Вы сумеете выделиться из многомиллионной толпы счастливых обладателей современных фотоаппаратов, оснащённых дорогой оптикой.
И Вы сможете стать уникальным фотографом. Профессионалом высшего уровня.

Что такое монокль? Это инструмент художника. И Ваша возможность научиться создавать фотографии, которые никто и никогда не сможет повторить. Даже Вы сами!

Автор: Виталий Гребенников, сайт “Русская фотография”
Март 2012 

 P.S. Спасибо, что уделили время этой публикации.
И порекомендуйте, пожалуйста, эту статью Вашим друзьям в социальных сетях.

45 способов заработать на фото

Как заработать фотографией.

Способ № 9 – “Наборы открыток и сувениры”

А остальные способы -
в книге “45 удовольствий от фотографии”.

 

Будьте добры! Расскажите Вашим друзьям об этой истории! Нажмите на кнопки соц.сетей!

Комментариев 21
  1. Спасибо, отличная статья и замечательные иллюстрации! Честно сказать, я думал, что это осталось во временах плёночных. Действительно, есть над чем подумать.

    • Спасибо, Алексей.

      Всё так и есть.
      Существуют базовые знания и законы фотографии, которые необходимо знать профессионалу.
      А, уж, выполнять законы или нарушать их, каждый решает сам.

  2. Виталий, спасибо за приглашение посетить ваш сайт. Очень интересные статьи, эта особенно понравилась, так как близка мне. И еще, очень приятно читаемым языком вы пишете. Желаю вам успеха в дальнейшем созидании.

    • Спасибо за понимание, Наталья.

      Достаточно сложно передавать чувства словами.
      Но, буду стараться и впредь.

      С наилучшими пожеланиями к Вам!

  3. Интересно

  4. Здравствуйте! Классный у Вас сайт. Мне очень понравился )))

  5. Виталий!
    Спасибо за отличный фотосайт!
    Обязательно рекомендую его всем своим друзьям!
    С уважением и пожеланием Успехов,
    Игорь Шевцов.

  6. замечательные у вас статьи,обзательно поделюсь с друзьми…

  7. Ну вот, не удержался от комментария. Хоть это и нельзя делать с корпоративного компьютера. Открываю ссылку за ссылкой и уже с утра зачитываюсь Вашими статьями. Уже седьмая, а ни какого напряга в прочтении. А, что самое главное дочитываю до конца. Что говорит, так скажем о легкости и доступности изложения материала. Я фотограф любитель по нескольким причинам. Самая первая это моя занятость (основная работа). Вторая, никогда не искал финансовой выгоды от этого. Всегда испытывал тягу к фотоискуству и посему активно интересуюсь этим, дабы хоть немного приблизиться к профессионалам. Хотя где грань мне не понятно и кто присваивает эти звания тоже. Ну да ладно, это к слову и не самое главное. Ваша статья про монокль побудила меня написать данное сообщение т.к. испытываю особую тягу к художественной фотографии. Повторюсь, что фотографирую ради эстетического удовольствия. И качество фотографии для меня на первом месте. Читая ваши статьи прокручиваю в голове всё Вами написанное. Да в каккой то мере я использовал приемы описанные Вами, но не вникал углубленно. И ручной режим для меня тоже приоритетный. Просто не вижу смысла покупать дорогую зеркалку и фоткать в автомате. Хочу поблагодарить Вас за простоту и емкость ваших статей. Теперь буду подходить более детально. Некоторые нюансы меня очень заинтересовали. Надеюсь это приблизит меня к “богам”. И еще, хотел спросить. Работы которые выложены в этой статье, на самом деле фотографии? Вообще в первый раз вижу такую технику. И для себя. В каком цветовом пространстве вы фотографируете если не в RAW?

    • Спасибо, Владимир!

      Очень приятна Ваша мотивирующая оценка моей работы.

      Придёт время и я более подробно изложу, чем, с моей точки зрения, отличается фотолюбитель от профессионального фотографа.
      Сейчас – кратко.
      Профессионал зарабатывает на фотографии деньги. Любитель – любит фотографию…

      Мастер, в нужный для него момент, любит профессионально. Как бы жёстко это ни звучало.
      Осознанно любит. Понимая, что происходит. Управляя процессом.
      Относится с любовью к объектам фотосъёмки, своим знаниям и будущему результату работы.
      Он становится творцом.
      И тогда, “на выходе”, получаются ФОТОГРАФИИ. Когда все буквы в этом слове заглавные…

      Вам очень повезло, что фотографию Вы полюбили и стремитесь стать творцом осознанным.
      Чем выше уровень мастерства, тем больше Вы сумеете получить в жизни прекрасных мгновений, минут, часов.
      На этом пути Вам помогут знания о том, ЧЕМ это можно создать и КАК именно.
      А когда придёт понимание, что имеющаяся фототехника не даёт Вам возможности создать нечто уникальное, нужно покупать нечто “крутое”.

      Если говорить о монокле, начинать фотографировать им лучше в то время, когда у Вас открылось ЧУВСТВЕННОЕ восприятие мира, а не просто желание запечатлеть увиденное.
      Когда Вы уже знаете, КАК фотографировать и хочется создать нечто личное, неповторимое.

      То, что Вы видите в этом рассказе и в другом (Она была старой) – реальные фотографии, сделанные на плёночном фотоаппарате.

      Сейчас я фотографирую “цифрой” и, почти всегда, в формате RAW. А если в JPEG, применяю пространство Adobe RGB.

      • Здравствуйте, Виталий. Спасибо за ответ.
        “Профессионал зарабатывает на фотографии деньги. Любитель – любит фотографию…” “Мастер, в нужный для него момент, любит профессионально” Т.е. выражение профессионал-любитель уместно, а любитель-профессионал нет?
        Фотографирую в том же пространстве, но выбор был основан лишь на цветопередаче. Есть ли еще какие-нибудь преимущества?

        • Спасибо, Владимир.

          Профессиональные качества фотографа “любитель – профессионал”, зачастую выше, чем у профессионалов, которые не любят фотографию.
          И во время фотосъёмки, и при обработке файлов, и во время выдачи результатов работы заказчику.

          А если фотограф – любитель СОЗДАЁТ ЭТО в любви?
          Многим профессионалам ЗДЕСЬ “ловить нечего” и нужно тихонько отползать. Подальше. И чтобы не заметили.

          Селяви…

          Что касается цветового пространства, я, особо, не задумываюсь.
          В Интернет есть публикации с результатами скурпулёзных и глубоких исследований, но…
          Мне это не интересно. И пересказывать профессионалов – “технических” фотографов какой смысл?
          Фотографирую я для себя и окружения, которому не требуется ВЫСОЧАЙШЕЕ техническое качество.

          • Спасибо, Виталий.
            Учитывая скурпулезность Ваших рекомендаций, про пространство спросил лишь потому, что в Ваших статьях не заметил упоминания про это. Надеюсь Вы не в обиде, что я позволил себе Вас процитировать. И если возникнут вопросы, можно к Вам в последующем обращаться?

          • Всё нормально, Владимир.

            Иногда, конечно же, приходится говорить далеко не всё, что хотелось бы.
            Фотография – явление чрезвычайно серьёзное и когда по-настоящему увлечёшься ею, она требует от человека ответных действий.
            Она даёт тебе. А взамен требует от тебя…
            И когда получает сполна, предоставляет новые возможности.

            Будут вопросы, спрашивайте, конечно же. Постараюсь ответить.

  8. Виталий, всех Благ!!!! Спасибо огромное за статью и за фото Бориса Никоновича….Прекрасного, Уникального Человека и настоящего, Истинного ФотоХудожника и Коллекционера. В Добрянке лет 15 не был, как переехал. У Бориса Никоновича было несколько таких самодельных объективов – “моноклей”, каждый давал чуточку другой рисунок… Это было заметно по фотографиям… По дурости своей я то же не особо вникал в тонкости работы с ними, в сам процесс, хоть и внимательно слушал Бориса Никоныча… Видел только результат работы Мастера – его фотографии. А их было снято моноклями немало….Потрясающе, конечно… Жалко… уже не вернуть ТЕХ лет…

  9. Человек, видящий мир через монокль, не может быть плохим.
    Спасибо Вам, Виталий.
    Желаю, чтобы Ваши работы и статьи делали МИР добрее.
    Киев. Александр Логвинов.

    • Для того и живём, Александр.
      Для того и пришли в этот Мир.
      И стараемся, по мере возможности.
      Благодарю за понимание.

Добавить комментарий

маркетолог в ростове