Что такое диафрагма в фотоаппарате? Как нужно управлять диафрагмой при съёмке портрета, пейзажа и ночной фотографии? Какую роль играет диафрагма в фотографии?

Рассмотрим сегодня, как связаны между собой глубина резкости и диафрагма. Поговорим о портретной фотографии.
Увидим, какую роль играет диафрагма в создании фотопейзажа.
История эта пригодится для фотографов, которые стремятся улучшить своё мастерство, но не используют, по-настоящему, в своей работе такой прекрасный инструмент, как диафрагма объектива.

Диафрагма фотоаппарата

Первым делом необходимо прояснить — где же находится диафрагма фотоаппарата?

Диафрагма в фотоаппарате не находится!
Диафрагма является преградой между матрицей цифрового фотоаппарата и изображением, которое Вы желаете сфотографировать.

Диафрагма — это регулируемая перегородка, которая изменяет количество света, проходящего сквозь объектив фотоаппарата.
Диафрагма — это устройство, которое поможет Вам создать фотоснимки, имеющие заданную глубину резкости.
Диафрагма объектива — это лепестковый механизм, при помощи которого Вы можете изменять размер апертуры.

Что такое апертура?

Некоторые фотографы, говоря о диафрагме, употребляют слово апертура.

Апертура — это синоним слова диафрагма.
Разница в том, что слово «апертура» обозначает только значение, то есть, величину диафрагмы. Размер отверстия, через которое изображение попадает на матрицу фотоаппарата.
А слово диафрагма означает и величину отверстия, и механизм, регулирующий эту величину.

Из чего состоит диафрагма?

Обычно, диафрагма объектива фотоаппарата состоит из нескольких лепестков, управляя которыми Вы можете увеличивать или уменьшать количество света, проходящего сквозь объектив фотоаппарата.

Так выглядит диафрагма объектива

Открывать или закрывать диафрагму Вы можете, вращая кольцо, которое находится на оправе объектива.
Современные цифровые фотоаппараты имеют электронную систему управления величиной диафрагмы.

На фотоаппаратах и объективах Вы сможете увидеть диафрагменные числа. Например, f/2.8, f/5.6, f/16.
Каждое соседнее значение диафрагмы в 2 раза увеличивает или уменьшает количество света, проходящее сквозь объектив.

Для чего нужна диафрагма?

Управляя диафрагмой, Вы уменьшаете или увеличиваете интенсивность света, который попадает на матрицу цифрового фотоаппарата.
Этой регулировкой Вы подаёте на матрицу количество света, которое необходимо Вам для создания хорошей фотографии.
В случае, когда управляете диафрагмой осознанно и хочется Вам создать красивые фотографии.

Чем больше величина апертуры объектива, тем больше света попадёт на матрицу.
Чем больше закрыта апертура, тем меньше света пройдёт сквозь объектив.

Когда, при фотосъёмке, диафрагма открыта максимально — глубина резкости на снимке незначительная.
Максимально закрытая апертура позволит Вам сделать фотографии с большой глубиной резкости.

Регулировка диафрагмы

Перед Вами два объектива. Каждый из них имеет кольцо регулировки диафрагмы.
На объективе, который слева, числовое значение диафрагмы можно изменить от f/22 до f/1.8.

Числовое значение диафрагмы на объективе

Вращая кольцо, Вы изменяете числовое значение диафрагмы.
Этой регулировкой, в то же время, Вы увеличиваете или уменьшаете «пропускную» способность объектива.
Регулируете количество света, которое «проникает» сквозь объектив.

Когда Вы установите значение диафрагмы f/22, она окажется максимально закрытой.
При числовом значении f/1.8 диафрагма станет максимально открытой.
А когда числовое значение диафрагмы f/5.6, Вы получите среднюю пропускающую способность объектива.

На рисунке прекрасно видна эта закономерность.

Зависимость величины апертуры от числового значения диафрагмы

Регулируя диафрагму, Вы уменьшаете или увеличиваете отверстие объектива, сквозь которое изображение попадает на матрицу цифрового фотоаппарата.
Всё понятно? И никаких сложностей?

Тогда, для лучшего усвоения, рассмотрим маленькую «деталь».
Особенность регулировки диафрагмы в том, что когда Вы увеличиваете относительное отверстие объектива (размер отверстия), уменьшается его числовое значение (цифра).
Это, если подумать, не логично.

Важно помнить, что:

  • чем больше цифровое значение, тем меньшим становится отверстие объектива;
  • чем меньше цифровое значение, тем больше диафрагма открыта.

Это важно запомнить потому, что управлять диафрагмой, во время фотосъёмки, нужно быстро.
И, в то же время, чётко понимать, для чего Вы это делаете и какой фотоснимок желаете получить в результате.

Для того, чтобы быстро понять, как изменяется относительное отверстие в результате изменения числового значения диафрагмы, возьмите в левую руку объектив.
Посмотрите сквозь него на свет, а правой рукой вращайте кольцо регулировки диафрагмы. И сразу всё станет ясно.

Вы можете спросить: «А зачем мне всё это надо знать
Если Вы хотите научиться фотографировать профессионально, да и просто красиво, возьмите в свои руки управление процессом фотосъёмки.
В противном случае, процесс будет управлять Вами.
Поэтому, учитесь и практикуйтесь.
А чтобы лучше усвоить полученные знания, найдите в своём окружении учителя. Фотографа, который будет помогать Вам в продвижении. И не только в фотографии, но и в жизни.

Открытая диафрагма

Открытая диафрагма уменьшает глубину резкости фотоизображения.
Чем больше открыта диафрагма, тем меньше будет глубина резкости. В этом режиме, обычно, создают фотопортреты.

Перед Вами пример, наглядно показывающий это.

Различные значения диафрагмы при создании портрета

Обратите внимание, как меняется рисунок фона в зависимости от степени открытия диафрагмы.
На первом снимке она f/5.6.
Средний снимок снят на f/3.5.
А правый — на f/1.8. Какая фотография Вам нравится больше?

Знаете, что удивительно?
Опыт профессиональной фотосъёмки показывает, что у каждого заказчика — своё мнение. Своя, порой, незыблемая точка зрения о созданной фотографии. Часто заказчику нравится не тот снимок, который нравится фотографу.
Поэтому, когда Вы фотографируете профессионально, делайте дубли. На разных значениях диафрагмы.
Чтобы у Ваших заказчиков появилось право выбора.

Фон в фотографии

Фон в портретной фотографии, обычно, играет второстепенную роль. Мы с Вами уже убедились в этом.
Фон не играет решающей роли и в классическом фотопортрете, созданном в фотостудии.
Когда Вы создаёте портрет на природе, Ваша задача в том, чтобы привлечь внимание зрителя к основному объекту на фотографии — человеку.

А в случае, когда фон, так или иначе, «влияет» на фотопортрет, будьте более внимательны.
Именно во время создания фотопортретов на пленэре Вам пригодится грамотное управление глубиной резкости фотографии.

Какой должна быть диафрагма для портрета?
Фотографируйте на открытой диафрагме, а также на средних её значениях и делайте дубли.

Регулировка диафрагмы при создании портрета

Благодаря этому у Вас появится больше хороших фотографий. И всегда будет шанс выбрать самые лучшие.

Конечно же, можно ещё больше закрыть диафрагму и создать фотопортрет в стиле «Я на фоне…»

Зимний горный пейзаж снятый при закрытой диафрагме

В этом случае в зоне резкости будет не только человек, но и достопримечательности, играющие роль фона.
Вы создадите многоплановую композицию. Фотография станет объёмной и пространственной.

А теперь вопрос! Какой должна быть апертура при создании портретов?
Надеюсь, Вы знаете ответ на этот вопрос.

Диафрагма объектива — это фактор

Это важнейший фактор для создания красивой фотографии, но многое зависит от:

  • того, какую задачу Вы перед собой поставили;
  • условий создания фотографии;
  • того, какую задачу поставил перед Вами заказчик;
  • уровня вашей технической оснащённости и т. п.

И от того, какой Вы представляете будущую фотографию.
Ещё до нажатия на кнопку затвора фотоаппарата. До рождения той самой чудесной фотографии.

Глубина резкости и диафрагма

Городской пейзаж старайтесь фотографировать резко.
Для этого закройте диафрагму до значения f/11 или f/16.

Городской пейзаж, снятый при закрытой апертуре

Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), в этом случае, увеличивается.
У зрителей Ваших появляется возможность детально рассмотреть передний, средний и дальний планы фотографии. Так глубина резкости поможет Вам создать объёмную фотографию.

Как видите, «разобраться» с диафрагмой просто. А чтобы закрепить полученные знания, нужна  практика фотосъёмки.
Поэтому, экспериментируйте с фотоаппаратом чаще! Фотографируйте с разной глубиной резкости.
И Вы увидите, как часто, в гости к Вам будут приходить прекрасные фотографии. Вами созданные!

Диафрагма для пейзажа

Фотосъёмка природы тоже требует осознанного управления фотоаппаратом.
При фотосъёмке пейзажей, обычно, нужна большая глубина резкости. Поэтому, фотографируйте на диафрагме f/16. А если Вам повезло и Вы являетесь обладателем уникального объектива, можете фотографировать и на f/64.
В случае, когда Ваш объектив плохо «пишет» на f/16 и не выдаёт нужное качество изображения на фотографии, снимайте на диафрагме f/11 и даже f/8. И подумайте о том, не пора ли Вам приобрести хороший широкоугольный объектив.

Вы уже знаете, что большие пространства в пейзажной фотографии принято «передавать» резкими.
А чтобы так произошло с Вашим пейзажем, закрывайте диафрагму и фотографируйте со штатива в формате RAW.
Если, конечно же, Вы не идёте от «обратного», применяя в работе монокль.

И вот что ещё важно.
На пленэре у Вас имеется время, чтобы создать несколько дублей.
Природа — не человек. Она более терпима к фотографу. Природа всегда относится к Вам с любовью и всегда предоставляет возможность реализовать задуманное.

Открытая и закрытая диафрагма для фотосъёмки пейзажа

Одиночные объекты, или их небольшую группу, фотографируйте на средних значениях диафрагмы. Экспериментируйте во время фотосъёмки, делайте дубли.
Потому, что не всегда качество снятой «картинки», а, тем более, глубину резкости изображаемого пространства Вы отчётливо сможете увидеть на жидкокристаллическом экране фотоаппарата.

Сфотографируйте объект при диафрагме f/11, например.
После этого — ещё больше откройте диафрагму. До значения f/8 и f 5.6, например. Перемещайтесь и снова делайте дубли. Чтобы по разному «размыть» фон.

Диафрагма в фотографии

Чтобы глубина резкости стала различной, а дальний план стал другим по цвету, освещённости и удалённости от главного объекта на фотографии.

Глубина резкости и диафрагма

Ведь, во время фотосъёмки невозможно понять, насколько фон оказался гармоничным.
А тем более, насколько он обогатил и подчеркнул главный объект Вашей фотографии.

Как научиться фотографировать безошибочно?
Ловите один из секретов!
Не жалейте дублей. И придёт к Вам очередной шедевр!

Ночная фотосъёмка

При ночной фотосъёмке, обычно, незачем думать о глубине резкости.
А, значит, «сильно» не закрывайте диафрагму. Ведь, чем больше Вы закроете её, тем длительнее должна быть выдержка. А это может привести к повышенному количеству шумов матрицы фотоаппарата.

К примеру.
Ещё до создания этой фотографии мне было ясно, что глубина резкости в этом сюжете не важна.
Здесь пригодился правильный экспозамер, который подчеркнул прекрасное небо. Но, увы, «провалил» объекты переднего плана.

Ночная фотосъёмка в горах при открытой диафрагме

Предполагая результат, этот снимок я сфотографировал на открытой диафрагме.

А эта ночная фотография представлялась мне более резкой.

Среднее значение диафрагма при фотосъёмке ночью

А, значит, нужно было закрыть апертуру. И сделать экспозамер интенсивности основного источника света. Того, что освещал основной объект, лежащий в ночи.

Что такое диафрагма?

Для кого-то — это преграда. Для Вас, надеюсь, и в самое ближайшее время, она станет помощницей.
Ведь, регулировка диафрагмы — простой приём, который позволит Вам создавать фотографии нового, более высокого качества.

Открытая диафрагма всегда принесёт Вам удачный кадр при фотосъёмке в условиях низкого уровня освещения. Как на этой свадьбе, например.

Диафрагма в фотографии

Когда Вы фотографируете в этом стиле, портреты, снятые Вами на природе, получатся более мягкими и лиричными.

Диафрагма в портрете

Именно фотографии, созданные Вами на открытой диафрагме, расширят круг Ваших друзей, знакомых и благодарных клиентов.

Диафрагма для портрета

А когда Вам нужны фотографии, имеющие большую глубину резкости, закрывайте диафрагму. До разумных, конечно, пределов.

Для чего нужна диафрагма в фотографии?

Понимание того, что такое диафрагма и эффективное применение её в фотографии открывает перед Вами прекрасные возможности.

Для чего нужна открытая диафрагма? Фото

Поэтому, творите и создавайте в своё удовольствие. У Вас получится побеждать!

Открытая диафрагма. Фото

И постарайтесь не называть апертуру «дыркой».

Диафрагма в фотографии, конечно же, не находится. Но, она присутствует всегда. И, в сочетании с выдержкой и ISO, является важнейшим инструментом, которым Вам необходимо управлять.

Автор: Виталий Гребенников, сайт «Русская фотография»

комментариев 35
  1. Спасибо, Виталий! Грамотно, просто и доступно объяснили тонкости работы с диафрагмой фотоаппарата и приложение с видео хорошее дополнение!

  2. Спасибо, Елена.
    Приятно, что Вам понравилась эта публикация.

  3. мне больше нравится где парень улыбается!! с 1 апреля Коллега))

  4. Спасибо, SKV.

    Это мой сын, Миша.
    А этот дубль действительно самый лучший.
    С точки зрения, опять же, фотографа…

  5. Просто о сложном.
    На наглядных примерах.
    С разбором ошибок
    Виталий, спасибо!

  6. Спасибо, Алекс.

    Как и в любом деле. Сначала это сложно понять.
    А потом, когда осознал, просто и рассказать другим.

  7. Просто, ёмко и исчерпывающе. Отличная статья.

  8. Спасибо, Алексей.

    Стараюсь рассказать так, чтобы было понятно.

  9. Спасибо большое, недавно приобрел раритетный киев 19 и понял что всетаки мало я знаю о фотографии, а ваша статья прояснила некоторые моменты.

  10. Виталий! Спасибо за доходчивое разъяснение. Хотела бы спросить у Вас по поводу съемки еды (подрабатываю на кулинарном сайте). Мне нужно получать резкие фотографии приготовленного блюда, но с размытым фоном. Как это сделать? Какой должна быть диафрагма? Спасибо!

  11. Огромное спасибо за статью. как говорится коротко и ясно объясняет таким чайникам как я, что такое диафрагма и что к чему.

  12. Виталий, даже до меня — блондинки — дошло, чем отличается апертура от диафрагмы. Очень ясно, логично, доходчиво и очень хорошо структурированно все изложено. Спасибо!

  13. Спасибо, Вера.
    Да я и сам, когда-то, был блондином.
    До той поры, пока Учителя не повстречал.

  14. Виталий, спасибо большое! Очень доходчиво объяснили! Буду пытаться пробовать на практике. Как же хочется красивых снимков!

  15. Спасибо, Вера.

    Наверное, лёгкость в объяснении происходит от того, что предмет известен.
    Когда человек знает что-то, он способен объяснить и сложно, и просто.
    А фотографии красивые у Вас будут.
    Нужно захотеть этого и, немного, поработать.

  16. Диафрагма должна быть 1/2.8 или больше, например 1/1.4

  17. Вы помните, Андрей, чем больше мы открываем диафрагму, тем меньше глубина резкости.
    Портрет, снятый крупным планом, на диафрагме 1.4 может оказаться некрасивым. Часть лица может оказаться не резкой.
    В то же время, поясной или портрет во весь рост может получиться очень изящным.
    Здесь нужно экспериментировать и делать дубли. Чтобы после фотосъёмки увидеть их на мониторе компьютера.

    Во время фотосъёмки нужно работать на разных диафрагмах. Это подстрахует Вас от неудач.
    Это позволит получить Вам уникальные портреты. Ведь, не известно, как «сработает» фон, например.
    Не известно, каким будет боке.
    На крохотном мониторе фотоаппарата не сможете Вы увидеть, какой именно будет глубина резкости.
    Есть и другие факторы.

    Поэтому.
    Экспериментируйте и делайте дубли. Появится опыт. Появятся шедевры.
    Так Вы сможете создать свой стиль.

  18. Огромное спасибо за Ваш труд!
    Дай Бог Вам здоровья и творческих успехов!
    Объяснили доходчиво и просто.
    У людей с лишними деньгами нет проблем, можно закончить платные курсы, а бедному люду только благодаря Вам познаешь азы того, что называется фото.
    Ещё раз спасибо!

  19. Спасибо, Пётр.
    Рад, что статьи сайта приносят Вам пользу.

  20. Давно увлекаюсь фотографией, оканчивала курсы дизайна и фотошопа заграницей, но столкнулась с нехваткой технических знаний.
    Перелопатила кучу инфы, но доходчивое и очень простое объяснение нашла только тут.
    Спасибо огромное!
    Скажите, можно ли задавать вопросы, если таковые возникают?)))

  21. Спасибо, Ольга.
    Стремлюсь и стараюсь рассказать то, что сам понимаю.
    Да, так, чтобы просто и ясно стало.
    А вопросы задавайте, конечно. Чем смогу — помогу.

  22. Крутая «машина» этот Киев.
    И подхода к себе требует, и результаты выдаёт изумительные.
    Есть смысл, Вадим, поснимать этим чудом.

  23. О, Ирина…
    Фотографии не только должны быть резкими, где надо.
    И не резкими, где надо.
    Главное — они должны быть «вкусными».
    Как это сделать?
    Однозначного ответа нет. Нужно учиться, практиковаться, экспериментировать…
    Здесь не всё так просто.

  24. Обалденная статья все четко и понятно,подскажите при какой диафрагме лучше фотографировать 4-5 человек обьектив 50- 1,4 и что бы при этом люди были четкие и фон по максимуму размыт или на каком расстоянию только купила 3 марка не получается что бы все лица были четкие

  25. Спасибо, Наталья.

    Чем больше Вы откроете диафрагму, тем меньшей будет глубина резкости.
    Однако, чем больше Вы её откроете, тем «мягче» будет снимок.

    Чтобы группа людей получалась МАКСИМАЛЬНО резкой, ВАЖНО ЗНАТЬ заведомо,
    на какой диафрагме ЭТОТ объектив выдаёт МАКСИМАЛЬНУЮ резкость.
    Сфотографируйте людей на разных диафрагмах, например, 5.6 — 8 — 11 — 16.
    Так, чтобы за ними был какой-то дальний план.
    Посмотрите результаты на хорошем мониторе или распечатайте снимки.
    И Вы увидите, в каком режиме получились самые резкие снимки.
    И заметите, как изменяется глубина резкости, в зависимости от диафрагмы
    и расстояния от людей до дальнего плана.

    Это нужно ВИЗУАЛЬНО запомнить. Здесь нужно тренироваться.
    Пройдёт немного времени и, во время фотосъёмки, Вы
    чётко будете знать, какая диафрагма нужна и на каком
    расстоянии от фона должны находиться люди.

  26. Респект!!!

  27. Спасибо, Анатолий!

  28. Очень просто и понятно написано, спасибо большое Виталий.
    У меня есть к вам один вопрос, я никак не могу найти
    фотоаппарат с диафрагмой меньше f/3.0.
    Не подскажете хорошие фотоаппарат с хорошей диафрагмой?

  29. Спасибо и Вам, Екатерина.
    Что касается хорошего фотоаппарата, здесь разбираться нужно.
    Для портретиста — это один (комплект фототехники), для пейзажиста —
    другой, для макросъёмки — третий.
    Фототехнику нужно подбирать под задачи, которые Вы ставите
    перед собой.
    Фотоаппарат — это коробка, которая фиксирует изображение.
    А само изображение проходит сквозь объектив.
    Это значит, что нужно подбирать и коробку, и объектив.

    Мне нравятся зеркалки. К ним можно подобрать множество
    разной оптики. В том числе и с диафрагмой менее трёх.
    Почитайте историю, где об этом подробно рассказано —
    http://zimfor.ru/zerkalka-ili-mylnitsa.html.

  30. Действительно, очень просто и доступно изложили.
    Спасибо!
    Большие трудности возникают при вечерней и ночной съёмке,
    поэтому очень хочется такое доступное изложение техники
    фото ночного хорошо освещённого города.
    Я довольно много снимал вечернюю Казань, но удачных снимков мало.
    И, конечно, обрадовало бы Ваше изложение «правила третей».

  31. Спасибо и Вам.
    Казань — очень красивый город, особенно ночью.
    Теперь, надеюсь, у Вас имеется возможность стать
    мастером ночной фотосъёмки!

  32. Виталий, спасибо за Ваши статьи. Клёво, когда понимаешь то, что читаешь.

  33. И Вам спасибо! Сайт таким и задуман, Анна.
    Чтобы читатели смогли понять прочитанное и применить знания на практике.

  34. Очень толково. Спасибо!

  35. Спасибо, Фотокурсы!

Добавить комментарий

9 − два =