Что такое EV в фотоаппарате? EV — это показатель, на который не обращают внимания начинающие фотолюбители. Условная единица, о которой, обычно, написано витиевато, мудрёно и так, чтобы нельзя было разобраться. А мы разберёмся сегодня. И определим ценность, которую несут для Вас эти две буквы.


Человечество, на пути развития своём, в искусстве фотографии, наплодило так много терминов, что и в самых популярных из них разобраться не просто.

А тут ещё один. Иноземный. А на фиг он нужен, этот EV (Expected Value)?

EV - величина экспозиции в фотографии

Оказывается, нужен. Термин простой. Функция тоже простая.
Единственная сложность в том, что для начинающих фотографов он непонятен с первого раза.
А потому, настройтесь.

Если надоели Вам банальные и скучные фотки.
Если фотографировать желаете научиться классно.

И получите эффективное знание.
Чтобы расшифровать ещё один термин, хитро спрятанный в тайном и языке простом фотографов.
Чтобы узнать, как научиться фотографировать классно.

Условная единица

EV — это:

  • величина экспозиции;
  • понятие, которое объясняет разницу в экспозиции;
  • экспозиционное число;
  • термин, который помогает фотографам в общении.
Expected Value — это условная величина, которая пригодится Вам для определения нужной экспозиции в практической фотосъёмке.
Это — точка отсчёта, которую принято называть 0 EV, от которой Вы будете «отталкиваться», чтобы «уходить» вверх и вниз, управляя экспозицией.
Фотографируя в режиме +1 EV, то есть «+1 ступень экспозиции» или -1 EV, то есть, «минус 1 ступень».

Рассмотрим на практике, что такое «норма» или 0 EV (ноль EV). Для этого ставим задачу.

Представьте, что Вы отдыхаете на природе.
Вас обдувает лёгкий ветерок. Весеннее солнышко мягко светит сквозь облака.

Результат применения EV в пейзажной фотографии

Рядом с Вами зеркальный фотоаппарат, который только и ждёт момента, когда же у Вас появится желание.
Желание создать фотографию художественную.
Чтобы потом, разглядывая созданный фотоснимок, вновь и вновь возвращаться к этой истории.
Чтобы вновь почувствовать мгновение умиротворённости, покоя и радости, которые несёт в себе созерцание природы.

Однако, пора создать фотографию! Поэтому, вываливаемся, на время, из эмоций.
Чтобы рассмотреть технические составляющие фотографии правильной.

Что, как минимум, нужно предпринять?
Установить нужный режим работы фотоаппарата.
А, потому, переходите в ручной режим управления процессом и разберитесь с экспозамером.

Это не сложно.
Берите серую карту и измеряйте количество света, которое отражает пейзаж.
Видите, как Вам повезло?
Окружающее пространство равномерно залито солнечным светом, которое рассеяно облаками.
Идеальные условия для фотосессии на природе.

Индикатор величины экспозиции

Итак, Вы сделали экспозамер.
Определили экспозицию, в которой нужно сфотографировать.
То количество света, ту норму, которую нужно подать на матрицу, чтобы фотография получилась правильной.
Сочетание трёх величин: выдержка + диафрагма + светочувствительность.

Вот что показывает индикатор величины экспозиции:

  • М — ручной режим работы фотоаппарата
  • выдержка — 1/60 сек.
  • диафрагма — f/11.
Договоримся, что светочувствительность — 200 единиц.

Индикатор экспозиции в фотографии

И спокойно фотографируем в этом режиме.

Но, вот, случилось что-то. Едва заметно изменилось состояние природы.
Простой человек этого может и не заметить, а опытный фотограф увидит сразу.

Облака рассеялись и интенсивность света стала больше.
Заиграло солнышко на листве деревьев, синева неба стала яркой и насыщенной.
Некоторые объекты оказались под лучами солнца, а некоторые попали в глубокую тень.

Всё стало по-другому. И не только потому, что пришла осень.
А потому, что пейзаж Вы видите в совершенно других условиях освещения.

А почему бы и это не сфотографировать?
Вы берёте фотоаппарат, делаете экспозамер и, к удивлению, замечаете, что разные фрагменты пейзажа отражают свет по-разному.
Особенно, если сравнить интенсивность света, исходящего от участков леса, находящихся в тени и листьев деревьев, ярко освещённых солнцем.

Ну, ладно.
Вы делаете экспозамер в какой-нибудь части пейзажа и фотографируете. В надежде на то, что…
Глаза, ведь, видят всё! И то, что интенсивно освещено, и то, что находится в тени.

Но, не тут то было.
Это глаза Ваши — совершенный оптический инструмент.
А вот матрица цифрового фотоаппарата, оказывается, весьма и весьма «ущербна».

Динамический диапазон

Так что, придётся Вам ещё чуток «заземлиться» и разобраться с некоторыми тонкостями.
Поначалу и, возможно, это будет не просто.
Но, как показала моя личная практика, чрезвычайно необходимо.

Итак.

Одной из важнейших характеристик, о которой нужно помнить, является динамический диапазон матрицы, входящей в состав цифрового фотоаппарата.
Динамический диапазон — это способность на одном кадре фотографии передать различимые детали в светлых и тёмных местах.

По сравнению с глазом человека, матрица имеет незначительный динамический диапазон.
И если экспонометрическая широта глаза человека считается равной 14, то эта же характеристика у матрицы фотоаппарата может составлять 1.8 — 3.2.
Грубо говоря, в семь раз меньше.

Всё понятно? Сейчас станет понятно.

Итак, Вы фотографируете пейзаж в солнечный день.
А для того, чтобы фотография стала более эффектной и объёмной, снимаете при боковом освещении или в контровом свете.

Какая часть сюжета для Вас будет главной?
Та, что освещена ярким солнцем или та, что находится в тени?

Надпись - Света хочу!

А может быть та, что освещена в средней степени интенсивности?
Если экспозамер сделан по «светам», на фотографии хорошо проработанными окажутся фрагменты, ярко освещённые солнцем.
А те, что находятся в тени, станут слабо различимыми, а, иногда, чёрными.

Если Вы замеряли по «теням», на фотографии хорошо проработанными окажутся объекты, которые находились в тени.
А интенсивно освещённые фрагменты изображения могут вообще исчезнуть на фотоснимке.

А что Вы увидите на фото, если замер был сделан по участкам, в средней степени освещённым?
Да, они получатся хорошо.
Но, детали пейзажа, которые находятся в тени, «провалятся» в тёмное.
А фрагменты изображения, освещённые солнцем, окажутся «пересвеченными». Слишком белыми.

Вот что вытворяет он.
Тот самый, которого называют узкий динамический диапазон.
И вот на что способна она!
Та самая, невозможность создать полноценную фотографию в жёстких условиях освещения.

И как теперь с ними бороться?
Как быть, когда перед глазами Вашими пейзаж шикарный и здесь же понимание, что не удастся снять его по-настоящему!
Как создать картинку классную и что делать, когда очень хочется?
Ведь, не бывает положений безвыходных!

Да, не бывает.
Нужно найти то, что поможет Вам победить. Даже в случае, когда шансов почти нет.

Правда и доказательства

Шансы всегда есть. А когда увеличивается их количество?
Когда есть знания! И когда в знаниях есть сила!
А в силе есть правда.
А в правде есть что?

Доказательства!

А потому — делайте три дубля. Одного и того же сюжета. И со штатива, конечно.
А после этого, при помощи компьютерной программы по обработке файлов изображения, совместите эти три снимка.

Пример применения EV в фотографии

Для этого может пригодиться Photoshop. Для этого можно применить программу Photomatix.
Но, как правильно сделать эти три снимка?

Пошаговая инструкция

Шаг № 1.

Сделайте экспозамер по той части пейзажа, которая освещена в средней степени.
Установите нужную выдержку, диафрагму и светочувствительность, и сделайте первый дубль.
Это будет фотоснимок, снятый по «норме». Именно для этой части пейзажа.

Считайте, что это экспозиция 0 EV (ноль EV).

Индикатор величины экспозиции. 0 EV

И предполагайте, что на этом дубле:

  • участки, освещённые в меньшей степени (находящиеся в тени), окажутся слишком тёмными;
  • ярко освещённые участки окажутся слишком светлыми.
Шаг № 2.

Снимите второй кадр.
Для этого, относительно «нормы» (0 EV), уменьшите величину экспозицию на 1 ступень (-1 EV).
Второй дубль нужен для того, чтобы получить фотоснимок с хорошо проработанными деталями, которые освещены ярко.
Профессионалы говорят: «Фотографируем по «светам».

Индикатор величины экспозиции. -1 EV

Чтобы уменьшить величину экспозиции на 1 ступень, что нужно сделать?
Нужно подать на матрицу в 2 раза меньше света.

Этого можно достичь:

  • уменьшением длительности выдержки до значения 1/125 сек.
  • или уменьшением светочувствительности до величины 100 единиц.
  • или закрытием диафрагмы объектива до значения f/16.
Какую величину, из трёх, будете регулировать Вы?

Вы фотографируете пейзаж.
На диафрагме f/11, которая позволит Вам получить относительно большую глубину резкости.
По итогам всей фотосъёмки Вы предполагаете создать одну фотографию.
«Склеенную» из трёх, имеющих одинаковую глубину резкости.

Поэтому, регулировать диафрагму, изменяя глубину резкости, нельзя.
Можно уменьшить светочувствительность. Но, не нужно.

Ведь у Вас есть штатив!
А это значит, выгоднее и нужно регулировать именно выдержку.
Поэтому, установите выдержку на 1 ступень меньше — 1/125 сек.
И создайте фотографию, на которой хорошо проработанными окажутся ярко освещённые фрагменты пейзажа.

Шаг № 3.

Снимите третий дубль. С величиной экспозиции, на 1 ступень больше (+1 EV).

Индикатор величины экспозиции. +1 EV

Для того, чтобы на этом снимке проработать детали, находящиеся в тени.
Снова, отталкиваясь от 0 EV, подайте на матрицу в 2 раза больше света.
А для этого установите выдержку, равной 1/30 сек.

Что у Вас получится в итоге? Три разные фотографии одного и того же сюжета.

Пример применения EV в пейзажной фотографии

Каждую из них можно назвать ущербной.
Лишь потому, что она не может, в полной мере, передать всю красоту сюжета, Вами увиденного.
Но, таковы законы фотографии. И таковы возможности современной цифровой фототехники.

А потому, лучше законы эти знать. И применять их во благо.
Знание и грамотное применение законов на практике позволит Вам, в фотографии, создавать «невозможное».
А когда фотосъёмка завершена, усаживайтесь за компьютер и, с применением технологии HDR, делайте невозможное возможным.

Результат применения EV в пейзажной фотографии

И ещё раз. Для закрепления прочитанного.

-1 EV лучше! Чем что?

Что такое фотографировать в режиме -1 EV (минус 1 EV)?
Для Вашего, данного и конкретного случая.

Это значит, что на матрицу фотоаппарата нужно подать «количество» света, на 1 ступень меньше нормы.
Или в 2 раза меньше.

Вот «норма» или параметры фотосъёмки, которые мы называем 0 EV (ноль EV):

  • выдержка 1/60;
  • диафрагма f/11;
  • светочувствительность (ISO) 200.
Сфотографировать со значением -1 EV значит:
  • уменьшить величину выдержки на 1 ступень (1/125 сек.);
  • или уменьшить светочувствительность матрицы на 1 ступень (до 100 единиц);
  • или закрыть диафрагму на 1 ступень (до f/16).
Какой получится фотография, если света на матрицу Вы дали меньше?
Более тёмной по сравнению с нормой. В 2 раза. Или на 1 EV.
Или на один «стоп», как говорят, иногда, фотографы.

А как нужно изменить режим работы, чтобы фотография стала на 1 ступень светлее?

Конечно, подать на матрицу больше света! На 1 «стоп», или в 2 раза больше.
Путём увеличения выдержки, открытия апертуры или повышения ISO.

Видите, как всё просто?
Нет здесь сложности. Почитайте внимательно. Включите воображение и  постарайтесь понять.
Возьмите фотоаппарат и, в игровой форме, закрепите эти знания на практике.
В этом, кстати, Вам поможет «Симулятор фотоаппарата или тренажёр начинающего фотографа»

А после этого идите на природу и фотографируйте.
И будет Вам настоящая фотосессия, где Вы научитесь фотографировать профессионально.
Фотосъёмка творческая, которая принесёт Вам, пусть немного, но,  профессиональных снимков, а не полную флэшку пустых и никому не нужных фоток.

Пройдёт совсем немного времени и, за труды Ваши праведные, будете вознаграждены по достоинству.
Фотографиями несоизмеримо более высокого качества.
Технически грамотными. Художественными. Наполненными эмоциями.

А через некоторое время научитесь фотографировать быстро и качественно.
На необходимом уровне.

EV – инструмент художника-фотографа

И ещё, чуть-чуть, об экспозамере и EV.

Фотосъёмка в контровом свете (контражуре), зачастую, отнимает массу времени.
А что делать, когда время ограничено и у Вас есть возможность снять только один кадр?

Элементарно.
Сделайте быстрый и точный экспозамер. По участку сюжета, который освещён в средней степени.
Установите фотоаппарат на штатив. Или зафиксируйте его где-нибудь и как-нибудь.
И быстренько сфотографируйте сюжет.

Что оказалось? На первый дубль время нашлось.
А теперь, руководствуясь показаниями индикатора экспозамера, снимите ещё пару дублей.
С величиной -1 EV и +1 EV.

Индикатор экспозиции в фотографии. 0 EV

Многие современные фотоаппараты позволят Вам сделать это автоматически. В режиме «брекетинг экспозиции».

Если Вам, совершенно «случайно», посчастливилось увидеть чудный сюжет, воспользуйтесь шансом!
Второго такого не будет. Никогда.
Если условия освещения очень жёсткие, Вы, также быстро, можете снять ещё пару дублей.
С величиной -2 EV и +2 EV.

Пятиконечная звезда

В этом случае, у Вас будет уже 5 дублей, в разной степени экспонированных.
Что даст ещё больше шансов создать «идеальную» фотографию.

Ну, а если желаете получить больше кайфа от процесса создания  шедевра фотографического, могу предложить следующую технику фотосъёмки:

  • первый экспозамер и первый дубль;
по участку, в средней степени освещённому;
  •  второй экспозамер — по «теням», то есть, по участку, освещённому в минимальной степени;
второй дубль и, если хотите, ещё пару дублей к нему, в режиме -1 EV и +1 EV; относительно, конечно же, величины 0 EV этого экспозамера;
  • третий экспозамер — по «светам», то есть, по участкам, освещённым интенсивно;
а к этому дублю — ещё парочку, с режимами -1 EV и +1 EV; руководствуясь, естественно, величиной 0 EV, которая сделана для этого снимка.

Что в итоге?
5, а лучше — 7 фотографий! И затраты времени. На немного больше.

Пятиконечная и семиконечная звёзды.

Зато, точность, с которой Вы сфотографировали эту серию, даст наилучший результат.
Эти фотоснимки позволят Вам создать почти идеальную, по техническому исполнению, фотографию.

В случае, если Вы правильно установили баланс белого, работали с минимальной ISO и фотографировали в формате RAW, со штатива, чтобы исключить «шевелёнку», на полную матрицу и с хорошей оптикой…

Попробуйте эту технику фотосъёмки. И появятся в коллекции Вашей снимки классные.
Фотопейзажи выставочного качества. Шириной, если надо, метра на полтора — два.
Великолепные по качеству и содержанию.
Неповторимые. Завораживающие.

Вот Вам и EV! Слово из двух букв!
Вот Вам и стрелочка, непонятно для чего мелькающая в видоискателе.
Вот Вам и знание, на первый взгляд, не нужное.
Фрагмент истории о том, что такое фотография.
Крохотный шаг к постижению фотографии и мастерству Вашему.
Тайное знание, едва заметное и лежащее на поверхности.

Берите! Оно Ваше!

Что такое EV в фотоаппарате? Это показатель, который Вы можете применять на практике, чтобы получать достойные результаты.

Автор: Виталий Гребенников, сайт «Русская фотография»

P.S. Посоветуйте, пожалуйста, эту статью Вашим друзьям в социальных сетях.
А я как всегда — рад видеть Ваши отзывы и комментарии.

Спасибо!

комментариев 28
  1. Дельно. Без этих знаний — никуда.

  2. Спасибо, Алексей.

    Действительно, не все фотографы знают, что такое EV.
    А, тем более, грамотно используют технику работы с относительной величиной экспозиции.
    Надо просто понять этот термин. И, тут же, поднимется профессиональный уровень фотографа.

  3. Спасибо за статью, очень доступно изложено

  4. Спасибо, Алексей.

  5. Всё правильно, только много воды. Можно выбросить такие неинформативные части текста: Так что, придётся вам ещё чуток «заземлиться» и разобраться с некоторыми тонкостями.

    Поначалу и, возможно, это будет не просто.

    Но, как показала моя практика, чрезвычайно необходимо.

  6. Спасибо, Михаил.

    Полезное замечание.
    Буду стараться писать кратко и с максимальной пользой для читателей.

  7. Виталий!
    У Вас отличный ресурс. Фотографирую так себе… Как обыкновенный пользователь. И что такое EV даже не знала. Но на моем аппарате такой функции и нет… Жаль. Но пытаюсь запечатлеть красоту природы, людей, действий…

  8. Спасибо, Любовь.

    Со временем, возможно, и к Вам придёт желание фотографировать красиво.
    Купите зеркалку и узнаете на практике, что такое EV.

  9. Замечательная статья! Попробую попрактиковаться — это очень увлекательно!

  10. Да, Сергей, фотография — штука увлекающая.
    И чем больше постигаешь её, тем больше увлекает.
    Спасибо за оценку!

  11. Не согласна насчёт «воды» и неинформативности. Это очевидный писательский Дар, от которого человеку, чем бы он ни занимался, никуда не деться. Читать и воспринимать такое довольно занятно и интересно. Так что «усреднять» друг друга — пустое…

  12. Мне всегда было интересно написать статью,
    которая нравилась бы «ботам», без которых не обойтись в Интернет.
    Именно они, уважаемые, приводят на сайт новых читателей.

    Никуда не деться без перелинковки, то есть, тех ссылок,
    которые ведут читателя на другие статьи полезные.

    Не обойтись без эмоций и образов.
    Ведь, истории эти для тех, кто думает на языке русском.

    Ну, как не вернуться в прошлое и не вспомнить о том,
    как создавались фотографии эти?
    И как же хочется дать инструкцию пошаговую, да простую…
    Чтобы понятно было и эффективно…

    А что касается воды, здесь всё просто.
    Можно питаться «обезвоженной» информацией.
    И, параллельно, питать тело своё обезвоженной пищей.

  13. Спасибо,Виталий.
    Я зачитался Вашими статьями. Все супер и не надо ничего менять.
    Мягкая ирония, доброжелательность — это, как раз то, что нужно начинающим.

  14. Спасибо, Анатолий.
    Мне, автору, очень важно услышать такой отклик.
    Надеюсь продолжать в том же духе.

  15. Спасибо, очень хорошая, разумная статья — руководство.Буду применять EV.

  16. Спасибо и Вам, Владимир!

  17. Я новичок и я всё поняла. Спасибо большое =)Как раз на выходных буду тренироваться на природе.

  18. Спасибо и Вам, Ирина.
    Интересно было бы посмотреть результаты тренировок.

  19. Я не новичок, но совсем любитель ) На редкость точно, четко и доступно все рассказано, спасибо!

  20. Спасибо за статью! Мне она очень понравилась,потому что написана простым и в то же время образным языком.Если я правильно поняла, то «ступень» и «стоп»-это одно и то же понятие???Хотя нас в школе учили,что «стоп»-это один щелчок или 1/3 ступени!(?????)Я конечно не поняла,какой щелчок и т. д.Я была бы Вам благодарна за ответ!

  21. Спасибо и Вам, Сандра.
    Стараюсь писать доходчиво и с пользой для читателя.

  22. Спасибо, Люба!

    Ну, если преподавателю важно ввести в заблуждение,
    можно говорить о щелчке или стопе…

    В классическом, правильном понимании и по-русски —
    одна ступень — это когда на матрицу фотоаппарата
    попадает в два раза больше или меньше света.
    При помощи регулировки выдержки, диафрагмы или
    светочувствительности.

    Например, выдержка составляла 1/60, а Вы сделали её 1/30.
    Выдержка стала в 2 раза дольше и света на матрицу
    попало в 2 раза больше.
    Или, была установлена диафрагма 8, а Вы открыли её
    до значения 5.6.
    И в этом случае на матрицу попало в 2 раза больше света.
    Третий способ — увеличить светочувствительность,
    например, с 400 до 800 единиц.

    Любым из этих способов Вы сможете изменить
    интенсивность света в 2 раза, то есть, на 1 ступень,
    или на 1 «стоп».

    А что с «щелчками»?
    Современные зеркалки можно настроить так, что
    один щелчок, при регулировке выдержки, диафрагмы
    или ISO, может составлять 1/2 или 1/3 ступени.
    Поэтому «щелчок» увеличивает или уменьшает
    количество света не в 2 раза (на 1 ступень),
    а меньше.

  23. Спасибо, Виталий за статью. Буду периодически перечитывать, пока не отработаю навыки до автоматизма. Вопрос такой: в случае получения 5-ти или 7-ми вариантов фото (речь идёт,конечно,о съёмке со штатива) нужно совмещать их на компе в программе HDR или выбирать наиболее удачный вариант для печати?

  24. И Вам спасибо, Сергей Борисович!
    Вы очень точно подметили — кое-что в своей работе фотографу
    нужно освоить до автоматизма. Очень помогает.

    Что касается печати, здесь нужно консультироваться с человеком,
    который имеет принтер высокого качества, знания и опыт в этом деле.
    Именно он подскажет, насколько «тонко» нужно обрабатывать
    снимки, на что обратить внимание и как правильно подготовить
    файл к печати.
    К примеру, много лет тому назад я познакомился с высоким профессионалом
    в этой сфере — Сергеем Кожевниковым — .
    В итоге — фотографии, которые он печатает мне, всегда имеют
    наилучшее качество и должный уровень.

  25. Можно просто сварить кусок мяса и насытиться, а можно зажарить на углях со специями и получить и удовольствие и насыщение. Пишите со «специями» Виталий, все любят вкусно пожр… (пардон) поесть.

  26. Спасибо, Евгений!
    Буду стараться — самому надоела преснятина.

  27. Я пользуясь фотоаппаратом Fujifilm и все пытаюсь разобраться в нем, но не могу понять как научиться выставлять диафрагму и выдержку на нем.

  28. Fujifilm наверняка выпустила много моделей фотоаппаратов.
    Почитайте инструкцию к фотоаппарату, Олеся.
    Может на вашем фотоаппарате нет такой возможности.

Добавить комментарий

двадцать + 12 =