Главный закон Леонардо да Винчи.

Масштабная перспектива – это изменение масштабов объектов по мере их удаления от взгляда зрителя. Это – одна из тайн Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи

Это явление – изобразительный признак глубины пространства, который знаменитый Леонардо да Винчи предложил в качестве главного закона перспективы.

А если проще и для нас, фотографов – чем ближе объект фотосъёмки находится к фотоаппарату, тем он выглядит крупнее.

В реальной жизни мы привыкли, что видимые объекты, находящиеся вблизи, кажутся большими, чем те, что на удалении.
Мало того.  Мы видим жизнь в динамике и, только когда останавливаемся, начинаем замечать эту разницу в размерах.

Давайте прислушаемся к мнению одного из самых великих учёных и посмотрим, как техника фотосъёмки широкоугольным объективом позволит нам сделать объёмную фотографию.

Иллюзия объёмной фотографии

Колесо «автомобиля», оказавшееся на переднем плане, визуально больше тех, что находятся на среднем и дальнем планах. Мы получили объёмный фотоснимок.

А вот ещё один наглядный пример.
Большущие следы рыболовов, на переднем плане и крохотные авторы следов этих на дальнем плане.

Следы привлекают наше внимание, увеличивают иллюзию пространства и глубины на фотографии.

Масштабная перспектива - приём в фотографии

Видите, насколько прост этот приём в фотографии?
А, как затягивает «картинка» зрителя…
Так и хочется пройти по следам, приблизиться к героям и спросить: «Ну, что, клюёт?»

Что произошло?

Мы создали ощущение глубины пространства, привлекли и удержали внимание.
Мы создали эффект присутствия, вызвали желание и направили взгляд зрителя к смысловому центру фотографии.
И всё это благодаря применению техники масштабной перспективы.

Однако, будьте осторожны с широкоугольным объективом при портретной фотосъёмке.
Ведь части тела, что находятся вблизи, на фотографии окажутся большими, чем те, что на удалении.

Вот как фотосъёмку с изменением масштаба в фотографии можно «подать» с юмором.

Ну, что тут сделаешь, если щука сегодня мелкая?
Как же «сфоткать» её, чтоб крупнее казалась?

А, очень просто!
Устанавливаем ZOOM объектив на значение фокусного расстояния 24 мм, и делаем объёмную фотографию!

Объёмный фотоснимок. ZOOM объектив

В итоге – щука не такая уж и мелкая.
А, теперь, смотрите на фотоснимок внимательно.

Видите, какой большой нам кажется рука, в которой щука? По сравнению с другой рукой.
Однако, мы решили задачу. И это – главное.
При помощи масштабной перспективы мы создали ощущение объёма и пространства.

Кстати.
Вы получили знание, как научиться фотографировать крохотного ёршика серьёзным таким, толстым и необычным.

Широкоугольный объектив в фото

Применение широкоугольного объектива и фотосъёмка с близкого расстояния, конечно же, нарушили пропорции лица и этот фотоснимок можно назвать браком.
А, можно – необычным и даже интересным.

У фотографа был определённый план. Он знал, что нужно было показать на снимке.
А Вы увидели главное действующее лицо на фотографии?
Кто оказался главным персонажем?

Давайте посмотрим ещё один, более тонкий, изящный пример фотосъёмки с использования масштабной перспективы в репортажной фотографии.

Почему эта фотография снята длиннофокусным объективом?
Ведь, этот объектив сближает планы изображения и делает плоскую фотографию!

Длиннофокусный объектив в фото

Конечно же, фотограф знает это и создаёт иллюзию, будто лицо рыболова находится рядом с рыбой.
На снимке появились два объекта. Оба главные. И оба удерживают внимание зрителя, не выпуская взгляд за пределы кадра.

Рука рыболова вытянута навстречу фотографу. Ладонь расположена таким образом, чтобы не оказалась, на фотографии, слишком большой.
Задача фотографа в том, чтобы при помощи объектива увеличить размеры главного объекта – окуня, который находится на переднем плане снимка. Но, незначительно.

В итоге мы имеем корректную фотографию, в которой нет нарушений пропорций лица и руки.
В то же время, размеры окуня, на снимке, оказались в два раза больше, чем были на самом деле.

А вот ещё один пример того, что масштабная перспектива – наилучший способ передать глубину пространства.

Масштабная перспектива - фото

Логически мы понимаем, что величина камней, лежащих на переднем плане, не соизмерима с размерами озера, а тем более гор, что на дальнем плане.
Но, логику отключает фотограф, и взгляд зрителя перемещается вглубь объёмной фотографии.

А где же подробности?
Берите книгу Золотые советы Леонардо да Винчи. Подарок фотографу“. Там всё сказано.

Масштабную перспективу, иногда, называют перспективой размеров. Тайна эта, раскрытая Леонардо да Винчи – наилучшее для фотохудожника средство создания иллюзии объёма.

Автор: Виталий Гребенников, сайт “Русская фотография”
Май 2013

45 способов заработать на фото

Как можно на фото заработать деньги?

Способ № 42 – “Организатор фотовыставок”.

А остальные способы -
в книге “45 удовольствий от фотографии”.

Будьте добры! Расскажите Вашим друзьям об этой истории! Нажмите на кнопки соц.сетей!

Комментариев 2
  1. Спасибо.
    Коротко и понятно.
    А вот книжку Щадрина про визуальный объем 2 раза начинал читать :)

    • Пожалуйста, Аркадий.
      Некоторые книги и я начинал читать.
      Но, настолько всё сложно, запутано и не конкретно, что пропадает всякое желание читать.

Добавить комментарий