Очень важно. Очень просто!

Ура-ура! Мечта сбылась! В руках Ваших – настоящий зеркальный фотоаппарат! Сколько лет, сколько зим…  Теперь-то Вы пойдёте и докажете всем… Ау-у-у! Вы уже знаете, как фотографировать в ручном режиме?

А если не владеете искусством создания прекрасных фотографий. Я, бы, пришёл…

Надпись - Но, лучше Вы к нам!

Поговорим чуток.
Пред тем, как Вы, в очередной раз промахнётесь, попадёте, пролетите или влетите.

Не уж-то забыли? Или не знали?
Что не видит благодарный поклонник Ваш, любящий фотографию и слабо разбирающийся в искусстве этом тонком?

Некие нюансы. И тайны, ему не ведомые.

Вот  и поговорим, сегодня, об одном из терминов, что находится в недрах «Тайного языка фотографов». Он прост, как всё великое, что помогает создавать такое же.
Учиться будем. Фотографии художественной.
Получать ответ на вопрос будем. О том, как научиться фотографировать.

В общем…

Ручной режим съёмки, встречайте.

Надпись - Manual

Лучше знать, как правильно настроить фотоаппарат и грамотно управлять им, получая достойные результаты, чем услышать, однажды, в свой адрес:

Надпись - А, вот ещё один криворукий фотограф идёт

Как думаете Вы?

Почему этот режим съёмки так незаметен?
Среди других функций современного цифрового фотоаппарата.

Почему он так мало описан на просторах Интернет, например.

Почему так мало сказано о том, в каком режиме лучше фотографировать, чтобы получать гарантированно успешный результат?

И главное!
Какая польза от того, что Вы узнаете о ручных настройках фотоаппарата?

Надпись - А как вы думаете?

Кому-то выгодно, чтобы Вы научились создавать классные фотографии?
Кому-то важно, чтобы Вы стали Мастером в фотографии?
Кому-то интересно, чтобы Вы стали популярным, востребованным и успешным фотографом?

Ну-ка, шепните себе на ушко. Честно. Да так, чтоб никто не услышал.
Получилось?
Понравилось???

А теперь ловите

Надпись - идею на миллион

Валюту сами выбирайте. И дату, когда эту сумму получите.

Не шучу совсем. Абсолютно безплатно.
И голову включите.
Чем лучше включите, тем больше получите (это – о сумме).

Поехали.

Почему начинающий фотограф опасается работать в ручном режиме съёмки фотоаппарата?
В чём причина нежелания научиться фотографировать правильно?

Надпись - Не знаете?

Ура! Я купил зеркалку! Щас выброшу свою “мыльницу” и…

Пробежался, глазками, по толстенной книге – инструкции к фотоаппарату и бегом фотографировать!
Ещё бы!
Вы такие классные фотки делали на мобильник, да на «мыльницу».

Православный храм. Автоматический режим фотоаппарата

А здесь – такой фотоаппаратище! Таких денег стоит…
Вот, щас, как выдаст! Да, таких шедевров наделает!

Кстати!
Фотографировать будете в режиме ручной настройки фотоаппарата, как рассказано в инструкции, или?
Ну, конечно же, в режиме «полный автомат»! Или, в каком-то «полуавтомате».

Вы, ведь, знаете!
Микрокомпьютер столь совершенного технического устройства сам всё просчитает, сам всё за фотографа настроит, сам сделает фотку и выдаст Вам.

Ан, нет. Получились картинки серые, да мыльные.

Храм. Фото

Невзрачные, да убогие.

Понятное дело.
Это фотик неправильный. И это он делает неправильные фотки!
Ведь у Вас, даже на простейшей «мыльнице», получалось лучше!

В чём дело?
Фотоаппарат плохой? Производитель настолько глуп (со всем его громадным коллективом)?
Погода плохая? Освещение неправильное? Объектив не тот? Вспышка слабая?

Джинсы криворукого фотографа

А может, у фотографа руки не из того места растут?
И, может быть, пора сходить на тренажёр начинающего фотографа?

Надпись - Не кажется ли Вам?

Что Вы сели за руль автомобиля и полностью доверились ему.
И везёт он Вас туда и как ему вздумается.

Кто управляет процессом создания фотографии?
Вы или фотоаппарат?
Кто отвечает за результат фотосъёмки? Тот, кто продал Вам фотоаппарат?

А потому, есть предложение.

Возьмите в руки свои не только фотоаппарат, но и сам процесс фотосъёмки.
Забудьте об автоматике!
Придёт время и она Вам, ох, как пригодится. Когда научитесь сознательно управлять фотоаппаратом. А пока – вот Вам

Надпись - ценнейший совет

Изучите простейший и эффективнейший режим фотосъёмки на зеркалке.
Научитесь фотографировать в режиме Manual (M).

И Вы освоите фундаментальный, наиглавнейший способ управления фотоаппаратом.
Поймёте, как фотографировать правильно.
А только после этого – улучшайте качество Вашей работы с применением автоматики.

Это, безусловно, противоречит мнению изготовителей и продавцов фототехники, которые утверждают, что автоматические режимы работы важнее и эффективнее.

Но, сами знаете, им торговать надо.
А Вам – фотографировать. И результат получать. Нужный.

Ведь, не секрет, выдающиеся мастера фотографии не работали в режиме «автомат».

Итак.

Что такое manual?

Это – ручной режим фотоаппарата. От английского Manual (M) – ручной.

Диск переключения режимов работы фотоаппарата

Это, когда Вы, для создания фотографии, устанавливаете нужные, с Вашей точки зрения, три важнейших параметра:

  • диафрагму;
  • выдержку;
  • ISO.

Ручные настройки фотоаппарата.

В чём преимущества режима Manual?
Снимая в ручном режиме, Вы полностью контролируете процесс фотосъёмки и подаёте на матрицу строго определённое количество света. Которое необходимо Вам.

Вы можете снимать по «норме».
Но, можете создать снимки недодержанными, то есть, темнее, чем обычно. Профессионалы называют эту технику фотосъёмки «низкий ключ».
Вы можете создавать снимки передержанными – очень светлыми. Это «высокий ключ».

Чем ещё ценен режим съёмки ручной?
Если у Вас зеркальный фотоаппарат, Вы сможете устанавливать на него самую различную оптику. А если денег недостаточно?
Купите за малые деньги хорошую оптику неавтофокусную. У кого-нибудь из старых фотографов. Установите её на Ваш крутой body, перейдите в режим «мануал» и творите!.

Ручной режим, на самом деле, самый творческий режим фотоаппарата.
Это когда никаких ограничений автоматики. И полный простор для творчества.

Именно ручная настройка фотоаппарата позволит Вам смело экспериментировать и добиваться самых различных эффектов при фотосъёмке портретов, воды, движущихся объектов, оживлённого ночного шоссе, звёздного неба…

Надпись - Нужно ли это Вам?

Нужен ли Вам короткий путь к тому, чтобы из юного фотографа стать фотографом опытным?
Чтобы выровнять ручки кривые, да получить звание: «Мастер – золотые руки».

А, может быть, Вы желаете стать лучшим фотографом России?

Победители, кстати, не обижаются! Они делают выводы и идут к новым победам.

Ну, что? Движемся к мастерству?

Что необходимо сделать для того, чтобы фотография получилась «технически» правильной?


Матрица цифрового фотоаппарата должна получить строго определённое количество света.

Это количество регулируется тремя параметрами: диафрагмой, выдержкой и светочувствительностью.

К примеру.
Чем выше ИСО, тем больше света попадёт на матрицу фотоаппарата.
Чем больше Вы закроете диафрагму, тем его будет меньше.
Чем длительнее выдержка – тем больше света на матрице.

Видите, как просто? Вы, всего лишь, регулируете один, два или три параметра.

Надпись - А вот здесь - засада

Как только юный (душою) фотолюбитель переходит в незнакомый для него режим фотосъёмки, сразу возникают вопросы!

- А что важнее?
- Каким режимом управлять в первую очередь?
- Что увеличивать, а что уменьшать?

Ответ прост.
Для каждого вида фотографии – свой путь.

И до тех пор, пока Вы этот путь не пройдёте, не будет у Вас красивых фотографий.
Не будет опыта и успехов.

Поэтому – фотографируйте, экспериментируйте, практикуйтесь, добивайтесь. Это – Ваша жизнь и Ваш личный опыт. И приобрести его можно только на практике.

От слов к делу!

Портретная фотография. 

В среде профессионалов классической портретной фотографии принято считать, что фотопортрет должен быть «мягким» и пластичным.

И что фотопортрет желательно снимать на открытой диафрагме.
Вот Вам пример.

Портрет девушки на пленэре

Если эти утверждения верны, какой параметр фотосъёмки является приоритетным в этом виде фотосъёмки?
Верно, диафрагма.

Вы открываете диафрагму, до её определённого значения, и она, во время фотосъёмки конкретного сюжета, остаётся неизменной.

Что нужно регулировать, чтобы матрица оказалась довольной?
Два параметра – выдержку и ISO.

А теперь, представьте, что Вы девушку фотографируете на природе. Фотосессия у Вас. На пленэре.
В руках Ваших зеркальный фотоаппарат, Canon 1100D, например.

Фотоаппарат Canon 1100D

Который оснащён обычным «полтинником».

Штатный объектив Canon

Принято считать, что Вам, для получения хорошего фотопортрета, при съёмке с руки, необходимо фотографировать на выдержке от 1/60 сек. и короче (1/125 сек, 1/250 сек. и т. д.)

То есть, числовое значение выдержки должно быть равным или большим фокусного расстояния объектива.
Более подробно о портретной фотосъёмке читайте в статье «Как выбрать портретный объектив».

Фотопортрет желательно создавать на открытой диафрагме.

Поэтому, открывайте диафрагму объектива настолько, насколько это требуется для реализации Вашей идеи.
Таким будет портрет, если Вы будете работать на диафрагме f/1.8.

Фотопортрет, сделанный в ручном режиме

Как видите, акцент в портрете сделан на глаза девушки.
Здесь совершенно не важен фон, поэтому, благодаря открытой диафрагме, он максимально размыт.

Если Вы планируете создать фотопортрет в этом стиле, переходите в режим Manual и:

  • откройте диафрагму до значения f/1.8;
  • установите ISO – второй параметр; до величины, например, 200 единиц. С учётом того, что на пленэре достаточно светло;
  • а теперь установите третий параметр – выдержку.

Чтобы определить выдержку правильно, необходимо сделать правильный экспозамер.
Для этого поднесите к лицу девушки серую карту и, наполовину нажав на кнопку затвора фотоаппарата, сделайте экспозамер.
О том, как грамотно сделать экспозамер, читайте в статье «Для чего нужна серая карта?»

Экспонометр, встроенный в фотоаппарат, покажет Вам некое значение выдержки.
Откорректируйте выдержку, вращением диска режима, до значения «норма».

Шкала индикации экспозамера фотоаппарата

Если выдержка равна 1/80, 1/125 или больше, всё нормально. В этом режиме Вы можете создавать фотопортрет.
А если выдержка оказалась меньшей, чем 1/80, что следует сделать?

Правильно.
Увеличить светочувствительность и снова сделать экспозамер.

Что Вы получили в итоге этой подготовки.
Установили правильную диафрагму и подобрали к ней правильную выдержку, регулируя светочувствительность.
Более подробно о выдержке читайте в статье «Длинная выдержка лучше короткой?»

Что теперь?

Надпись - А вот что!

То, о чём большинство фотографов не ведают.

Помните?
Мы говорили о том, что будем учиться создавать не просто технические, а художественные фотографии.

Когда Вы настроили фотоаппарат правильно и уверены в нём, что произошло?

Вы не думаете об этом! И не тратите себя на это.
Потому, что Вы знаете, что сделали всё правильно и фотоаппарат безукоризненно отработает заданную Вами экспопару – выдержку и диафрагму.

И что?
А то, что теперь Вы можете сконцентрироваться на других, важнейших, факторах отличной фотографии. На её художественной, психологической и эмоциональной составляющих.

Понимаете?

А каким будет фотопортрет, если Вы закроете диафрагму до величины f/5.6?
А вот таким.

Портрет на пленэре. Ручной режим работы фотоаппарата

В этой портретной фотографии важно было показать не только людей, но и состояние природы.
Причём, таким образом, чтобы листочки, что на первом плане, были резкими, а лес, что на втором – ушёл в нерезкость.

А что получится, если Вы ещё больше прикроете диафрагму. До f/8, например.

Свадебная репортажная фотография

Это тоже портрет, сделанный в репортажном стиле.
Всё пространство фотоснимка намеренно сделано резким.

Понимаете, почему?

Когда Вы, в некоторой степени, закрываете диафрагму, что происходит?
Да. Уменьшается количество света, которое будет попадать на матрицу.

Что нужно сделать, чтобы подать нужное его количество?
Добавить его за счёт регулировки (в первую очередь) выдержки и, во-вторую – светочувствительности.

Вот и вся техника.
И эта последовательность регулировки трёх обязательных режимов фотоаппарата – правильная.

Как видите, всё достаточно просто. Мы, сегодня, о простоте.
Но, если желаете, есть информация чуток серьёзнее:

«Как создать HDR?»
«Как установить баланс белого?»
«Что такое брекетинг экспозиции?»
«Что такое динамический диапазон?»
«Что такое светосила?»
«Шевелёнка и Anti-Shake»
«Эффект боке»

А что говорят Вам продавцы фототехники?
«Доверься автоматике, и она всё сделает за тебя!»
И Вы этому всё ещё верите?

А как фотографировать пейзаж, – спросите Вы.
Как правило, регулируйте выдержку, диафрагму и светочувствительность в той же последовательности.
Не забывая о том, что в пейзажной фотографии, обычно, нужна большая глубина резкости.
Об этом, более подробно, читайте в рассказе «Это кто там такой резкий?»

Всегда ли «главной», при создании фотографии является диафрагма?
Всегда ли нужно именно её регулировать в первую очередь?
Далеко не всегда.

Вот Вам пример.

Фото танцоров в ручном режиме фотосъемки

На этом снимке в «приоритете» была выдержка. Фотографировать нужно было на выдержке 1/250 сек. Ни больше, ни меньше.

Потому, что танцоры, на снимке, могли оказаться или слишком «размазанными» или чересчур «замороженными».

Кстати.
При фотосъёмке некоторых пейзажей главным фактором может оказаться светочувствительность.
В случае, например, когда Вам нужно будет напечатать снимок большого размера.

А здесь – кое-что, о пейзаже. Добро пожаловать:

«Колыбельная для фотографа»
«Она была старой»
«Пейзажи Горного Алтая»
«Чувства из 1903 года»
«Я останусь здесь жить»

И ещё.
Что нужно сделать, чтобы добиться выдающихся результатов в беге, например?
Вначале нужно научиться ходить. А потом – научиться бегать. Чтобы в дальнейшем стать спринтером. Ведь так?

Так и в фотографии.
Научитесь фотографировать простым способом. И изучите базовые знания.

Узнайте, как фотографировать в ручном режиме. Закрепите полученные знания на практике. И стремитесь получать прекрасные результаты. А когда получится, улучшайте качество и скорость своей работы при помощи автоматических режимов. Управляя автоматикой и корректируя её осознанно.

Автор: Виталий Гребенников, сайт “Русская фотография”
Январь 2013

Благодарю за внимание!

45 способов заработать на фото

Можно ли заработать на фото?

Способ № 37 – “Видеофильмы”.

А остальные способы -
в книге “45 удовольствий от фотографии”.

Будьте добры! Расскажите Вашим друзьям об этой истории! Нажмите на кнопки соц.сетей!

Комментариев 35
  1. Нечаянно наткнулся на этот Урок фотографии ..странно но я знаю что многие незнают что такое Диафрагма-Выдержка

  2. Всё просто и понятно. Осталось малое – закрепить науку на практике, чтобы руки сами делали то, что голова хорошо усвоила. Отличная статья!

  3. Благодарю тебя Виталий за уроки фотографии для начинающего фотографа!!!!

  4. Просто удивительно, как в каждом уроке Вам удается красиво и доступно донести суть. Заплутать в 2-х соснах гораздо сложнее, чем в трех :) Пляшем от печки, определяем основной режим и уже импровизируем с двумя. Вот как-то так и нужно пробовать учиться фотографировать осмысленно.
    Спасибо за урок.

    • Спасибо, Аркадий.

      Приятно, что Вы понимаете меня.
      Написать сложно – ПРОСТО.
      Написать ПРОСТО – можно.
      Когда сам это прошёл, пережил, прочувствовал.

      Стараюсь. И буду стараться дальше!

  5. Благодарю тебя Виталий за уроки фотографии

  6. Здравствуйте!
    Я давно читаю Ваши статьи. Они очень доходчивы и практичны, написаны с добротой и любовью к искусству фотографии. Благодаря Вашим урокам я получил навыки, которых не было раньше…
    Ждём Ваших дальнейших публикаций!
    В честь наступающего праздника, желаю Вам хорошего здоровья, счастья, вдохновения и удачи!!!

  7. Виталий отличная идея с сайтом!!!
    Много нового и интересного можно почерпнуть для себя.
    Ты ведь знаешь какие мы любители с дочкой пофотографироваться )))) и вот тут и еще решили купить проф. камеру и твой сайт как нельзя кстати!!! Спасибо большое за твою работу и то, что ты так щедро делишься своим опытом и мастерством !!!

  8. Виталий ещё раз благодарю за уроки ! Так и пойду по темам , как выше Вами указано . Спасибо за очень познавательный сайт !

  9. Только “М” – мужской режим)

  10. Просто искала в сети информацию о перспективе в фотографии и набрела на Ваш сайт. Зачиталась! Столько узнала нового и нужного, что совсем забыла, что на самом деле искала!) Спасибо, Виталий, очень объемно и красочно подаете вполне прозаичные вещи.

  11. Здравствуйте, Виталий! Настолько интересно и информативно, и полезно, и нашла ответы на свои вопросы.. Главное – не просто объяснение, что из себя представляют основные понятия фотографии, а как сделать красиво, как достичь.. Спасибо! Давно тяну с покупкой зеркалки, хочется сразу – “не для начинающих”, ведь хочется творить; вроде прочитала, что такое выдержка, диафрагма, приоритет затвора и т.п… А что с этим делать?
    Теперь знаю, что. Два дня сижу на вашем сайте. Буду учиться на стареньком LUMIX-LX3, хоть это и компакт, но там есть эти ранее странные для меня функции, на них можно и потренироваться.
    Хочется иногда спрашивать ваших советов, можно? Спасибо большое!

    • Это здорово, что Вы нашли здесь ответы на свои вопросы, Наталья.
      Конечно же, обращайтесь. Буду рад помочь.

  12. Замечательная статья! Первое, что довелось мне +/- осмысленно почитать после покупки зеркалки =) Что-то даже усвоилось! Я читала и сразу пробовала, но вот найти как менять (выставлять) значение диафрагмы с моим д3200 не удалось( Уверена это временно :) Благодарю за описание с любовью к делу!

    • Спасибо, Илона.
      Согласен, что с первого раза эту статью сложно усвоить полностью.
      Всему своё время и много в фотографии приходит с опытом.
      Главное, что у Вас имеется желание и стремление.
      С пожеланиями побед!

      • Да, это верно! Самое главное что результаты есть, и если продолжать изучение теории, применять ее, не откладывая, то :)
        Вот уже и диафрагма нашлась, а следуя Вашим рекомендациям удалось снять свечу в стеклянном стакане при желтом освещении так, что она естественных цветов и стекло осталось стеклом! Не с первого раза, конечно – вначале было около 15 фотографий желтых, рыжих и всяких) Спасибо за пожелание!

        • Вот это и есть победа, Илли! Поздравляю.

          Ничего не стоит теория, не подкреплённая на практике.
          Не запомнится, не пригодится, не даст результатов.

          Вы прислушались, получили опыт применения теории на практике
          и результат. Вот он – правильный путь!

  13. спасибо большое за статью)))) я все поняла!!!)))) буду учиться))

    • Это действительно просто, Лейсан.
      Лучше начать сразу ПРАВИЛЬНО фотографировать,
      чем потом переучиваться.

  14. спасибо за статью, статья очень полезная раскрывает секрет полишинеля. комментарии восторженные люди сами не понимают, что вода которая в статье ни как не даст старт.

    • Евгений, а не представите на суд общественности образцы своего творчества, чтобы мы могли оценить, что в этом понимаете Вы?

      • А что, Аркадий…
        Очень интересная идея.

        • Почему так важно освоить техническую сторону?
          Чтобы внятнее выражаться, не коверкая и не шепелявя.
          Всегда ведь приятнее слушать собеседника с красивым голосом,
          с безупречной дикцией и складно мыслящим.

          Способы выразительности и изобразительные средства – пройдет не мало времени,
          когда вызреет необходимость в этом.
          А сколько его потребуется для того, чтобы выбрать для себя подходящие и освоить..

          В гештальт-психологии есть такое понятие – инсайт.
          Кому интересны подробности – погуглите что это.
          Можно тысячу раз что-то видеть, а понять на 1001-й.
          Или 2000-й или вообще не понять.
          В этом нет ничего удивительного или аномального.
          Тренер нужен для того, что бы оптимизировать количество разов.
          Тем более стоит прислушиваться, когда тренер играющий.

          Евгений, откройте личико, поделитесь шедеврами и знаниями.
          Если так скромны, сделайте это приватно.
          Виталий знает, где образцы моего творчества.

          Как насчёт фотодуэли из двух частей?
          Первая – субъективная оценка автором ресурса.
          Вторая – задание что-то снять в ограниченный промежуток времени.
          Чехол от фотоаппарата брошен!
          И?

    • Пожалуйста, Евгений.
      Интересное мнение.
      А как Вам предложение Аркадия?
      Оно тоже весьма интересное.

  15. Вот оно! Сложилась мозаика!
    Но для меня остаётся задачкой – неберучкой замер экспозиции.
    Вот поднесла я серую карту к лицу девушки и экспозамер делаю, не отходя от девушки?
    Или мне нужно вернуться в точку съёмки и сделать замер оттуда?
    Спасибо за терпение и классную статью!

    • Вот и хорошо, Елена!

      Почему очень важно сделать точный экспозамер?
      А чтобы потом, во время обработки снимков, потерять
      минимум времени!
      И потому, тоже, что эта фотография может оказаться уникальной.

      Да, нужно подойти к девушке, поднести к её лицу серую карту
      и сделать экспозамер.
      После замера – установить нужный Вам режим фотосъёмки и…

      А здесь – важный момент!
      Вы уже знаете, что на матрицу фотоаппарата попадёт
      правильное количество света и технически грамотный снимок
      Вам обеспечен.
      И перестаёте волноваться по этому поводу!
      В этот момент всё Ваше внимание переключается
      на эмоциональную и художественную составляющую фотографии!
      А это – важнейшие факторы красивой фотографии.
      И это – момент, когда Вы начинаете творить и создавать!

      Вы уверенно и спокойно уходите в нужную точку,
      применяете нужную оптику и желаемую
      технику фотосъёмки
      И получаете наилучший результат.

      А что делать, когда фотомодель Ваша перемещается
      и уровень освещённости её лица изменяется?
      Начинайте сначала – делайте экспозамер и, получив
      уверенность, создавайте Ваши шедевры!

Добавить комментарий